Найти тему
Visit Tyumen

Первое сибирское такси: как жили и сколько зарабатывали ямщики в Тюмени

Оглавление

Тюменские улицы можно назвать заботливыми хранительницами истории. Многие помнят имена и события прошлого, носят, словно любимые наряды, старинные названия, а некоторые даже сохранили архитектурные элементы первоначального облика.

Улице с красивым названием Ямская тоже есть что показать и рассказать. Например, как в Тюмени жили ямщики, сколько ждали писем из Москвы в XVI веке и что думал о местных извозчиках А. П. Чехов.

Н. Сверчков. Тройка на закате. Иллюстрация с сайта www.artpoisk.info
Н. Сверчков. Тройка на закате. Иллюстрация с сайта www.artpoisk.info

Проводники по дорогам и бездорожью

Название «ямщик» произошло от татарских «дзям» (дорога) и «ямчи» (проводник), а слово «ям» в тюркских языках означало почтовую станцую. Можно сказать, что термин появился во времена Чингисхана, который ввел заставы-ямы со сменными лошадьми.

На Руси ямская гоньба возникла в XIV веке. На основных дорогах страны строили почтовые станции – ямы. Каждая станция состояла из ямского двора, пары изб и конюшни с сенником. Чаще всего к яму присоединялась ближайшая деревня, и тогда поселение именовали ямской слободой. Руководил ею ямщик, который избирался местным населением.

Сибирский ям. XIX век. Фото из сообщества «Центр туризма и краеведения. Тюмень» в соцсети «ВКонтакте»
Сибирский ям. XIX век. Фото из сообщества «Центр туризма и краеведения. Тюмень» в соцсети «ВКонтакте»

Самих ямщиков назначали из крестьян или городских жителей для выполнения ямской повинности. Она включала в себя извоз, почтовую гоньбу и перевозку государственных грузов.

Как ямщики в Тюмень переселялись

К XVI веку через Тюмень проложили тракт из европейской части России, и по указу Бориса Годунова в 1601 году организовали ям. Чтобы не тесниться с жителями города, ямщики попросили у царя разрешения образовать свою слободу. Поселилось в ней 50 возниц, прибывших из других регионов.

Строили все сами: дома, конюшни, амбары, бани, кузницы, дома для проезжающих, смотрителя станции и канцелярии. Повозки, сани, телеги и сундуки для ямщиков изготавливали местные мастера. Из Каменки поставлялись знаменитые ковры, которыми застилали сани. Известно, что к 1741 году Ямская слобода насчитывала 247 дворов.

Мемориальная доска на Ямской улице. Фото с сайта www.gorod-t.info
Мемориальная доска на Ямской улице. Фото с сайта www.gorod-t.info

Память о том, как было образовано поселение, хранит дом № 2 по улице Ямской. Мемориальная доска на нем гласит: «Улица Ямская названа в память первой в Сибири Ямской слободы, основанной в 1605 г. ямщиками, переселенными из центральной части России».

Чем жили и сколько зарабатывали извозчики

Работа была тяжелой: грузы и пассажиров приходилось везти в любую погоду и время суток, да к тому же по бездорожью. Особенно тяжело было в те годы, когда гибли лошади.

Вдобавок ощущался дефицит женского населения. Заводить семьи ямщикам было практически не с кем. Чтобы решить проблему, царь ввел женскую рекрутчину. Сотни красивых здоровых девушек и молодых вдов под стражей отправили в Сибирь.

Б. Смирнов. Сибирский тракт. Иллюстрация с сайта www.historybiz.ru
Б. Смирнов. Сибирский тракт. Иллюстрация с сайта www.historybiz.ru

Каждому ямщику выдавали жалование – 15 рублей в год, выделяли семена и пашни, чтобы кормить лошадей. Когда жалование урезали, начинала маячить нищета. Так, в 1629 году в Москву сообщили, что ямщики обнищали и скоро разбегутся.

В итоге оклады повысили, земли и дворы освободили от налогов. Но все равно гоньба оставалась не самым выгодным занятием.

Чтобы заработать, ямщики перепоручали гоньбу сыновьям и брались за другие занятия: рыбачили, строили суда, торговали. Запрещено было заниматься только винокурением: «Если поймают за кормчество, то бить кнутом и выслать из слободы вон, а ево животы отписать на государя».

Мчится тройка почтовая

Сегодня сообщения и электронные письма долетают до нас мгновенно. А вот в XVI веке письмо из Тюмени в Москву шло… несколько месяцев! Доставкой почты занимались ямщики.

Почтовые сани в Сибири. Конец XIX века. Фото из сообщества «Центр туризма и краеведения. Тюмень» в соцсети «ВКонтакте»
Почтовые сани в Сибири. Конец XIX века. Фото из сообщества «Центр туризма и краеведения. Тюмень» в соцсети «ВКонтакте»

Отправить письмо из Тюмени в Тобольск стоило 18 копеек, в Сургут – 30 копеек. Официальную корреспонденцию в наши края доставляли бесплатно, за это ямщикам платили из казны.

В 1724 году в Сибири учредили регулярную почту, которая отправлялась раз в месяц. Ямщики обзавелись специальными сумами с орлом. С письмами им было велено обращаться аккуратно и быстро доставлять по адресу.

Чехов и тюменские ямщики

В 1890 году, по дороге на Сахалин, Тюмень посетил известный писатель А. П. Чехов. Потомкам он оставил интересные заметки о местных ямщиках.

«От Тюмени до Томска ни почтовые, ни вольные ямщики не помнят, чтобы у проезжего украли что-нибудь. Мне кажется, потеряй я свои деньги на станции или в повозке, нашедший их вольный ямщик непременно возвратил бы их мне и не хвастался бы этим».

Сибирский ям. Начало XX века. Фото с сайта www.kamensk-museum.ru
Сибирский ям. Начало XX века. Фото с сайта www.kamensk-museum.ru

И неудивительно: кого попало в ямщики не брали, чтобы заниматься извозом, нужно было иметь не менее трех положительных рекомендаций. Так что рейтинг в такси – изобретение не новое.

Ямская слобода сегодня

Ямская – одна из старейших улиц Тюмени, сохранившая не только прежнее название, но и в значительной мере исконный облик. Находившаяся здесь слобода почти вся была деревянной, за исключением монастыря и нескольких каменных зданий.

В последующем территорию признали заповедной охранной зоной, что позволило ей избежать многоэтажной застройки.

Так что и сегодня гости и жители Тюмени могут прогуляться меж деревянных домов с резными ставнями и представить, как жили ямщики, приехавшие осваивать Сибирь.

Автор: Анастасия Михалева