Найти в Дзене
Будни репетитора

Приёмы быстрого счёта

Сначала о том, чего не будет в этой статье. А не будет здесь советов для младших и постарше школьников типа таких, что надо знать таблицу умножения и основные алгоритмы вычислений (сложения, вычитания, деления, умножения и т.п.) Эта статья для учащихся старшей школы, которые выбирают осознанно экзамен по математике профильного уровня, а значит априори знают(или вспоминают при необходимости) все элементарные правила Поговорим о следующих ситуациях. Помните в предыдущей статье был пример? Нет? Давайте посмотрим Обратите внимание на то, что Главная мысль учителя: сделать вычисление максимально простым, а значит точным и быстрым. Как сказал один из учеников: Хорошо. Помним, какое получилось число? 20736 Осталось извлечь корень. У учителя он получился "сам собой", а здесь понадобятся усилия, пусть и небольшие. Извлекаем корень из числа 128881 Сначала обращаем внимание на последнюю цифру: 1, значит "наше" (искомое число) оканчивается либо "1", либо "9" Затем, определяем первую цифру числа 1

Сначала о том, чего не будет в этой статье. А не будет здесь советов для младших и постарше школьников типа таких, что надо знать таблицу умножения и основные алгоритмы вычислений (сложения, вычитания, деления, умножения и т.п.)

Эта статья для учащихся старшей школы, которые выбирают осознанно экзамен по математике профильного уровня, а значит априори знают(или вспоминают при необходимости) все элементарные правила

Поговорим о следующих ситуациях. Помните в предыдущей статье был пример? Нет? Давайте посмотрим

решение учителя
решение учителя

Обратите внимание на то, что

  • во второй строке в конце уравнения произведение чисел 270 и 18 записано дальше как 135*36;
  • затем находим дискриминант. Так как это задание первой части, то дискриминант должен быть извлекаемым, то есть должен быть точным квадратом. Смотрим на четвёртую строку. Что делает учитель?
  • выносит общий множитель 36 (это квадрат числа 6), значит и в скобках тоже точный квадрат. Осталось определить: квадратом какого числа является число 576.

Главная мысль учителя: сделать вычисление максимально простым, а значит точным и быстрым.

Как сказал один из учеников:

зачем что то ещё придумывать слышится учителю
зачем что то ещё придумывать слышится учителю

Хорошо. Помним, какое получилось число? 20736

Осталось извлечь корень. У учителя он получился "сам собой", а здесь понадобятся усилия, пусть и небольшие.

Извлекаем корень из числа 128881

Сначала обращаем внимание на последнюю цифру: 1, значит "наше" (искомое число) оканчивается либо "1", либо "9"

Затем, определяем первую цифру числа

квадраты "круглых" чисел
квадраты "круглых" чисел

128881 больше 90000, но меньше 160000. Значит "наше" число между 300 и 400, и оно трёхзначное. Итак, нам известны крайние цифры числа :3*1 или 3*9. Осталось найти среднюю цифру. Здесь многие учащиеся ищут методом "тыка", перемножая в столбик трёхзначные числа, например 321*321(мало), 369*369(много), сужая границы поиска, или, бросая дело на полпути. "Проще" оказалось на самом деле не простым.

Здесь нужно смотреть на первые четыре цифры (всего цифр 6, отбрасываем две последние): 1288 и вспомнить между квадратами каких чисел находится 1288 (Согласитесь, что возводить в квадрат двузначные числа проще, чем трёхзначные)

то есть наше число либо 351, либо 359
то есть наше число либо 351, либо 359

Можно проверить оба, а можно "увидеть", что число 1288 ближе к 1296, и значит нужно проверить число 359

наше предположение верно
наше предположение верно

Попробуем ещё раз? Извлекаем корень из числа 29929

Последняя цифра искомого числа либо "3", либо "7", число трёхзначное, первая цифра 1; 299 (первые три цифры исходного числа) находится между 289 и 324, но ближе к ...

значит, это число 173. Проверяем.

То есть, действительно, несложно, но должен быть навык таких вычислений.

Ещё один пример:

реальная задача
реальная задача

Ученик, решает найти вторую сторону прямоугольника, используя теорему Пифагора (мы сейчас не обсуждаем возможность другого решения), используя теорему Пифагора и получает разность квадратов 73 и 48, потом находит квадраты этих чисел и т.д.

А проще применить формулу "разность квадратов"

минуты две можно съэкономить
минуты две можно съэкономить

Напоследок вопрос: Сможете ли Вы решить УСТНО следующее уравнение:

решить устно
решить устно

Учитель математики на решение потратит доли минуты, а Вы?