Центральный парк культуры и отдыха был открыт в Москве в 1928 году. Задумывался он как «Комбинат культуры» — место массовой пропаганды идеологии и пролетарского искусства СССР.
История этой местности прослеживается в летописях с X века н.э. — на высоком берегу Москвы-реки в период раннего железного века здесь располагалось «Андреевское селище» — одно из ранних славянских поселений.
Но наш экскурс начнется с 1900 года. Тогда на территории от Крымского моста до Нескучного сада располагался обширный пустырь. Московская городская управа того времени решила устроить здесь городскую свалку, которая быстро стала «прибежищем безработного и бездомного люда». На протяжении двадцати лет эта идея всех устраивала.
После революции культуре и пропаганде новой идеологии стало уделяться много внимания. В 1921 году принято решение о проведении в Москве Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (ВСКПВ, позднее ВСХВ). Местом проведения определили территорию того самого пустыря у Крымского вала.
Такому решению москвичи обязаны двум историческим личностям — полководцу Семёну Михайловичу Будённому и «всесоюзному старосте» Михаилу Ивановичу Калинину. Именно они по поручению Владимира Ильича Ленина выбрали место под застройку выставки в 1922 году.
Можно сказать, что история Центрального парка культуры и отдыха начинается с открытия выставки, спустя год после утверждения места, в 1923 году.
Генплан ВСХВ разрабатывал советский архитектор Иван Владиславович Жолтовский. Проектирование заняло рекордные десять месяцев, при площади около 100 га — внушительные темпы и грандиозный масштаб для того времени.
19 октября 1923 года ВСХВ посетил сам Владимир Ильич. Это был последний визит Ленина в Москву перед смертью. После окончания выставки, спустя пять лет, в марте 1928 года принято постановление Президиума Моссовета «О создании парка культуры и отдыха (ПКиО) на месте бывшей сельскохозяйственной выставки».
Главным архитектором будущего парка стал уже конструктивист Константин Степанович Мельников. Он отметился ещё на той выставке, представив широкой публике павильон «Махорка» — один из ярчайших примеров советского авангарда и первая работа мастера в этом стиле.
Планировка Мельникова сменила собой ту, которую спроектировал во время выставки архитектор И.В. Жолтовский. В центре партера Константин Степанович задумал фонтан, в котором «архитектура формировалась струями самой воды». Но фонтан по его проекту так и не построили. В середине 1930-х на том же месте будет сооружён другой фонтан по проекту архитектора Александра Васильевича Власова. Позднее в парке также появятся: театры, ясли, аттракцион «Спиральный спуск», детский городок, Ленинская площадь, тир, кино, физкультурные и танцевальные площадки, а также закусочные и кафе.
Центральный парк культуры и отдыха был открыт в Москве 12 августа 1928 года. В первый день его посетили более 100 тыс. человек. Но спустя месяц, 23 сентября парк закрылся из-за неготовности к наплыву такого количества посетителей. Также территория не была подготовлена для зимнего отдыха. Руководство было решено отстранить от работы.
Летом 1929 года отдел планирования ПКиО возглавил советский архитектор Лазарь Маркович Лисицкий, больше известный как Эль Лисицкий. Его авангардистские идеи стремились превратить Парк в «фабрику здоровья» — главное место отдыха всех советских рабочих Москвы.
А новым директором Парка стала Бетти Николаевна Глан (с 1929 по 1937 гг.) — это время называют «золотой эпохой» парка, который славился на всю Москву как «культурный комбинат переделки сознания». Под ее руководством он получил мировую известность и превратился в один из символов нового социалистического государства.
Коллеги восхищались руководством Бетти Николаевны, отмечая её прекрасный вкус и отношение к деталям. С 1934 году в ЦПКиО начались новогодние карнавалы. Директор придумала продавать на них бумажную атрибутику. Например, вход в парк стоил 10 копеек, а карнавальные наборы скупали по 10 (!) рублей. Комплекты — колпак, очки, жабо, галстуки — разлетались мгновенно.
Британский писатель Герберт Уэллс после визита в Москву и знакомства с парком и Бетти отмечал, что «этот парк — комбинат культуры и фабрика счастливых людей».
«Когда я умру для капитализма и снова воскресну в советских небесах, то я хотел бы проснуться непосредственно в Парке культуры и отдыха». Герберт Уэллс, 23 июля 1934 года.
Важно отметить, что в 1932 году, по случаю 40-летия общественной и литературной деятельности писателя Максима Горького парку было присвоено его имя. В этом же году парку был присвоен новый статус — Центральный. Это ещё было связано с тем, что в 1931 году было открыты ПКиО в Измайлово и Сокольниках.
В книге Бетти Глан «Ударно работать — культурно отдыхать», выпущенной в 1933 году, фигурировало уже новое название «Центральный парк культуры и отдыха имени Горького».
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski