Найти тему
Вспоминая легенду

Изменить и обрезать. Что происходило на съемках "Экипажа" – первого советского фильма-катастрофы.

Оглавление

Фильм "Экипаж" вошел в историю советского кино, как трижды первый. Впервые спродюсированный фильм, который позиционировали, как советский фильм-катастрофу, где, ко всему прочему, показывают первую в СССР эротическую сцену – звучит многообещающе.

Чтобы попасть на премьерные сеансы "Экипажа", нужно было простоять огромную очередь чуть ли не с самого утра, но зрителей это не смущало. Фильм стал лидером проката в 1980 году, а ведь еще совсем недавно казалось, что "Экипажу" не суждено было появиться на экране.

Анатолий Васильев, Леонид Филатов, Александр Павлов и Георгий Жженов
Анатолий Васильев, Леонид Филатов, Александр Павлов и Георгий Жженов

Заявку на фильм об авиакатастрофе режиссер Александр Митта подал еще в 1976 году. Митта хотел объединить на экране романтику и мелодраму, подвиги и трагедию – все то, что происходит с людьми в реальной жизни. Чиновники отнеслись к идее режиссера с опаской: слишком уж сложно, не для советского зрителя.

Все изменилось, когда в конце 70-х появился госзаказ на производство фильмов с голливудским размахом. Вспомнив про заявку Митты, "Мосфильм" сразу же ее одобрил. Правда, уже во время написания сценария (он писался Миттой в соавторстве с Валерием Фридом и Юлием Дунским) начались "правки" и вмешательства.

Анатолий Васильев и Леонид Филатов
Анатолий Васильев и Леонид Филатов

Ориентир – "Небесный тихоход"

В разгар работы над сценарием на "Мосфильм" поступил звонок из Министерства гражданской авиации. Они были возмущены и просили закрыть проект об авиакатастрофе на территории СССР.

На личную встречу к министру Борису Павловичу Бугаеву приехали режиссер Александр Митта и директор фильма Борис Криштул. Минут 40-к они молча слушали лекцию об успехах гражданской авиации СССР, а потом наступила пауза.

"В общем, так... Если будете делать фильм, как "Небесный тихоход", то мы вам во всем поможем", – сказал министр Бугаев.

Митта и Криштул "клятвенно пообещали" сделать все возможное, чтобы их картина стала похожа на музыкальную комедию 45-го года "Небесный тихоход".

"Небесный тихоход", 1945 год
"Небесный тихоход", 1945 год
"Экипаж", 1979 год
"Экипаж", 1979 год

Со съемками фильма Министерство действительно помогло, выделив дополнительный бюджет, а, чтобы не "порочить" советскую авиацию, Александр Митта придумал сценарный ход. Самолет ломался из-за стихийного бедствия, а не неисправности, а сама катастрофа происходила за пределами СССР, в вымышленном городе Бидри.

Звездный состав

В конце 1978 года у "Экипажа" появился звездный актерский состав. По мнению Александра Митты, именно эти актеры идеально подходили на главные роли.

Кадр из фильма "Экипаж"
Кадр из фильма "Экипаж"

Роль капитана корабля Тимченко Александр Митта писал специально для актера Алексея Петренко и видел в этой роли именно его. Второго пилота Ненарокова должен был играть Николай Караченцов, который в то время был на пике популярности. На роль любвеобильного Скворцова был выбран Олег Даль, а его возлюбленную Тамару согласилась сыграть Елена Проклова.

Ни один из актеров, утвержденных на пробах, в картину не попал. Один за одним они отказывались от участия в съемках и это была настоящая катастрофа.

Роль Андрея Тимченко отдали Георгию Жженову, и уже в самом начале съемок стало понятно, что он - идеальный командир экипажа. Сам Георгий Степанович признавался, что роль Тимченко – одна из лучших и любимых в его карьере.

Георгий Жженов в роли Андрея Тимченко
Георгий Жженов в роли Андрея Тимченко

Из-за большой занятости в театре и кино Николай Караченцов поставил условие – два съемочных дня в неделю. Съемочная группа не могла на это пойти и режиссеру срочно пришлось искать замену. На кинопробы пригласили талантливого, но почти не известного Анатолия Васильева.

"Я вошел туда счастливым, радостным и желающим работать", – вспоминал Анатолий Васильев.

Правда, на актерских пробах Васильева ждал незаинтересованный взгляд режиссера. Анатолий Александрович почувствовал, что ему эту роль не дадут, успокоился и был абсолютно раскрепощен. Именно эта свобода помогла Васильеву получить роль Валентина Ненарокова.

Анатолий Васильев в роли Валентина Ненарокова
Анатолий Васильев в роли Валентина Ненарокова

До начала съемок оставалось 3 дня, когда на "Мосфильм" приехала Елена Проклова и сообщила, что из-за большой занятости в театре (она тогда служила во МХАТе) сыграть Тамару не сможет.

Вся съемочная группа была в отчаянии, но произошло настоящее чудо. В коридорах "Мосфильма" Митта случайно увидел заплаканную студентку театрального училища Александру Иванес (позже она стала Яковлевой). Она не прошла пробы в один из кинофильмов и переживала из-за этого.

Яковлева была очень красивой и казалась такой настоящей. Митта тут же устроил пробы и 20-летнюю актрису утвердили на ее первую большую роль в кино.

Александра Яковлева в роли Тамары
Александра Яковлева в роли Тамары

Казалось, что все беды позади. Съемочная группа приступила к съемкам. Но уже через две недели Олег Даль пожаловался на плохое самочувствие и попросил освободить его от роли.

"Роль не идет, текст не держу, ночами не сплю — психую. В общем, работать не могу", – сказал Олег Даль.

Всех снова охватила паника, а кто-то из съемочной группы предложил приглядеться к Леониду Филатову. Филатов с радостью согласился и был утвержден на роль бортинженера Игоря Скворцова.

Леонид Филатов в роли Игоря Скворцова
Леонид Филатов в роли Игоря Скворцова

После окончательного утверждения актеров съемки наконец-то стартовали, но трудности на этом еще не закончились.

Катастрофа на съемочной площадке

Александр Митта собирался снять фильм с настоящими спецэффектами, но бюджета было не так много. Специально для съемок главной сцены на кладбище старых самолетов был найден фюзеляж ТУ-114.

Вокруг ТУ-114 соорудили грандиозные декорации, подготовили сцену взрыва и собирались начать съемки, но остановились. Выяснилось, что вместо положенных 6 тонн горючего на площадку привезли только 2 тонны. Их залили в лайнер, а режиссер помчался на "Мосфильм", чтобы выпросить еще 4 тонны. Выпросил! И на следующий день утром ехал на съемки победителем.

Кадр из фильма "Экипаж"
Кадр из фильма "Экипаж"

Подъехавшего в аэропорт Митту встретил администратор и первым делом попросил режиссера не кричать, а потом сказал: "Самолет взорвался". За двадцать минут горения от ТУ-114 и части декораций не осталось ничего.

В следующие 3 дня Александр Митта снимал в уцелевших декорациях сцены с людьми на фоне горящего аэродрома. Пожарных режиссер попросил об одном: вовремя тушить незадействованные декорации. Снять успели не мало, но все же не столько, сколько запланировали – все сгорело.

"-Вырежьте! -Все вырезать? -Нет. Вырежьте так, чтобы что-то осталось."

Еще на стадии написания сценария Митта решил, что в фильме будут откровенные сцены и хотел снять их так, чтобы они были правдивыми, "как в жизни". Он и снимал, правда через аквариум, чтобы соблюсти правила приличия.

Леонид Филатов и Александра Яковлева
Леонид Филатов и Александра Яковлева

А дальше весь съемочный материал пришлось отправить в лабораторию, где вырезались бракованные кадры. Эту работу, в основном, выполняли женщины предпенсионного возраста. Они-то и доложили руководству киностудии, что ночью у Митты снимают эротику.

Режиссер пытался объяснить, что после монтажа все будет выглядеть пристойно и аккуратно, но руководство киностудии было непреклонно. Они просили привести весь отснятый материал в этические нормы, а про откровенные сцены заявили: "Вырежьте!". "Все вырезать?" - спросил Александр Митта. "Нет, - ответили на киностудии. - Вырежьте так, чтобы что-то осталось."

-12

И хотя режиссер смонтировал самый целомудренный вариант, сцена проходила через цензуру 8 раз. Разумеется, она оказалась не совсем такой, какой ее изначально задумал режиссер, но зрителям было достаточно и этого.

Заставили изменить финал

"Героя Жженова отстранили от полётов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолёт: лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята – совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берёт штурвал – и они взлетают, растворяются в небе. В следующем кадре снова больница и его дочка говорит: «Папа умер»"

Когда Александр Митта заканчивал монтаж этой финальной сцены, по его телу бегали мурашки. Это была любимая сцена Митты, и когда в Госкино его попросили изменить финал, он наотрез отказался.

Режиссер не сдавался под натиском и стоял на своем около 2-х месяцев, а потом ему предложили еще один вариант развития событий – фильм положат на полку, людей лишат премии. И Александр Наумович сдался, "совершил глупость", по его словам.

Георгий Жженов и Галина Гладкова
Георгий Жженов и Галина Гладкова

"Я и сейчас грущу, когда смотрю «Экипаж»..."

Когда картина "Экипаж" вышла в кинопрокат, творилось настоящее безумие! Одним зрителям была интересна история любви, другие восхищались спецэффектами и зрелищностью. "Экипаж" собрал в кинотеатрах более 71,1 миллиона зрителей, многие из которых смотрели фильм по несколько раз.

И, несмотря на такой успех, Александру Митте в дни премьеры было горько, он даже не мог радоваться. Жалел, что не настоял на своем и согласился переснять финал, который был ему так дорог.

"Я и сейчас грущу, когда смотрю «Экипаж», но, скорее, уже по привычке — наверное, это ностальгия", – признался Александр Митта.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Вам также может понравиться:

"Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги...". Как создали и критиковали фильм, который стал классикой советского кино.
Вспоминая легенду30 января 2023
"В нем жило какое-то изначально трагическое восприятие жизни...". Режиссер Илья Авербах и его "тихие шедевры".
Вспоминая легенду13 февраля 2023