Фильм "Экипаж" вошел в историю советского кино, как трижды первый. Впервые спродюсированный фильм, который позиционировали, как советский фильм-катастрофу, где, ко всему прочему, показывают первую в СССР эротическую сцену – звучит многообещающе.
Чтобы попасть на премьерные сеансы "Экипажа", нужно было простоять огромную очередь чуть ли не с самого утра, но зрителей это не смущало. Фильм стал лидером проката в 1980 году, а ведь еще совсем недавно казалось, что "Экипажу" не суждено было появиться на экране.
Заявку на фильм об авиакатастрофе режиссер Александр Митта подал еще в 1976 году. Митта хотел объединить на экране романтику и мелодраму, подвиги и трагедию – все то, что происходит с людьми в реальной жизни. Чиновники отнеслись к идее режиссера с опаской: слишком уж сложно, не для советского зрителя.
Все изменилось, когда в конце 70-х появился госзаказ на производство фильмов с голливудским размахом. Вспомнив про заявку Митты, "Мосфильм" сразу же ее одобрил. Правда, уже во время написания сценария (он писался Миттой в соавторстве с Валерием Фридом и Юлием Дунским) начались "правки" и вмешательства.
Ориентир – "Небесный тихоход"
В разгар работы над сценарием на "Мосфильм" поступил звонок из Министерства гражданской авиации. Они были возмущены и просили закрыть проект об авиакатастрофе на территории СССР.
На личную встречу к министру Борису Павловичу Бугаеву приехали режиссер Александр Митта и директор фильма Борис Криштул. Минут 40-к они молча слушали лекцию об успехах гражданской авиации СССР, а потом наступила пауза.
"В общем, так... Если будете делать фильм, как "Небесный тихоход", то мы вам во всем поможем", – сказал министр Бугаев.
Митта и Криштул "клятвенно пообещали" сделать все возможное, чтобы их картина стала похожа на музыкальную комедию 45-го года "Небесный тихоход".
Со съемками фильма Министерство действительно помогло, выделив дополнительный бюджет, а, чтобы не "порочить" советскую авиацию, Александр Митта придумал сценарный ход. Самолет ломался из-за стихийного бедствия, а не неисправности, а сама катастрофа происходила за пределами СССР, в вымышленном городе Бидри.
Звездный состав
В конце 1978 года у "Экипажа" появился звездный актерский состав. По мнению Александра Митты, именно эти актеры идеально подходили на главные роли.
Роль капитана корабля Тимченко Александр Митта писал специально для актера Алексея Петренко и видел в этой роли именно его. Второго пилота Ненарокова должен был играть Николай Караченцов, который в то время был на пике популярности. На роль любвеобильного Скворцова был выбран Олег Даль, а его возлюбленную Тамару согласилась сыграть Елена Проклова.
Ни один из актеров, утвержденных на пробах, в картину не попал. Один за одним они отказывались от участия в съемках и это была настоящая катастрофа.
Роль Андрея Тимченко отдали Георгию Жженову, и уже в самом начале съемок стало понятно, что он - идеальный командир экипажа. Сам Георгий Степанович признавался, что роль Тимченко – одна из лучших и любимых в его карьере.
Из-за большой занятости в театре и кино Николай Караченцов поставил условие – два съемочных дня в неделю. Съемочная группа не могла на это пойти и режиссеру срочно пришлось искать замену. На кинопробы пригласили талантливого, но почти не известного Анатолия Васильева.
"Я вошел туда счастливым, радостным и желающим работать", – вспоминал Анатолий Васильев.
Правда, на актерских пробах Васильева ждал незаинтересованный взгляд режиссера. Анатолий Александрович почувствовал, что ему эту роль не дадут, успокоился и был абсолютно раскрепощен. Именно эта свобода помогла Васильеву получить роль Валентина Ненарокова.
До начала съемок оставалось 3 дня, когда на "Мосфильм" приехала Елена Проклова и сообщила, что из-за большой занятости в театре (она тогда служила во МХАТе) сыграть Тамару не сможет.
Вся съемочная группа была в отчаянии, но произошло настоящее чудо. В коридорах "Мосфильма" Митта случайно увидел заплаканную студентку театрального училища Александру Иванес (позже она стала Яковлевой). Она не прошла пробы в один из кинофильмов и переживала из-за этого.
Яковлева была очень красивой и казалась такой настоящей. Митта тут же устроил пробы и 20-летнюю актрису утвердили на ее первую большую роль в кино.
Казалось, что все беды позади. Съемочная группа приступила к съемкам. Но уже через две недели Олег Даль пожаловался на плохое самочувствие и попросил освободить его от роли.
"Роль не идет, текст не держу, ночами не сплю — психую. В общем, работать не могу", – сказал Олег Даль.
Всех снова охватила паника, а кто-то из съемочной группы предложил приглядеться к Леониду Филатову. Филатов с радостью согласился и был утвержден на роль бортинженера Игоря Скворцова.
После окончательного утверждения актеров съемки наконец-то стартовали, но трудности на этом еще не закончились.
Катастрофа на съемочной площадке
Александр Митта собирался снять фильм с настоящими спецэффектами, но бюджета было не так много. Специально для съемок главной сцены на кладбище старых самолетов был найден фюзеляж ТУ-114.
Вокруг ТУ-114 соорудили грандиозные декорации, подготовили сцену взрыва и собирались начать съемки, но остановились. Выяснилось, что вместо положенных 6 тонн горючего на площадку привезли только 2 тонны. Их залили в лайнер, а режиссер помчался на "Мосфильм", чтобы выпросить еще 4 тонны. Выпросил! И на следующий день утром ехал на съемки победителем.
Подъехавшего в аэропорт Митту встретил администратор и первым делом попросил режиссера не кричать, а потом сказал: "Самолет взорвался". За двадцать минут горения от ТУ-114 и части декораций не осталось ничего.
В следующие 3 дня Александр Митта снимал в уцелевших декорациях сцены с людьми на фоне горящего аэродрома. Пожарных режиссер попросил об одном: вовремя тушить незадействованные декорации. Снять успели не мало, но все же не столько, сколько запланировали – все сгорело.
"-Вырежьте! -Все вырезать? -Нет. Вырежьте так, чтобы что-то осталось."
Еще на стадии написания сценария Митта решил, что в фильме будут откровенные сцены и хотел снять их так, чтобы они были правдивыми, "как в жизни". Он и снимал, правда через аквариум, чтобы соблюсти правила приличия.
А дальше весь съемочный материал пришлось отправить в лабораторию, где вырезались бракованные кадры. Эту работу, в основном, выполняли женщины предпенсионного возраста. Они-то и доложили руководству киностудии, что ночью у Митты снимают эротику.
Режиссер пытался объяснить, что после монтажа все будет выглядеть пристойно и аккуратно, но руководство киностудии было непреклонно. Они просили привести весь отснятый материал в этические нормы, а про откровенные сцены заявили: "Вырежьте!". "Все вырезать?" - спросил Александр Митта. "Нет, - ответили на киностудии. - Вырежьте так, чтобы что-то осталось."
И хотя режиссер смонтировал самый целомудренный вариант, сцена проходила через цензуру 8 раз. Разумеется, она оказалась не совсем такой, какой ее изначально задумал режиссер, но зрителям было достаточно и этого.
Заставили изменить финал
"Героя Жженова отстранили от полётов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолёт: лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята – совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берёт штурвал – и они взлетают, растворяются в небе. В следующем кадре снова больница и его дочка говорит: «Папа умер»"
Когда Александр Митта заканчивал монтаж этой финальной сцены, по его телу бегали мурашки. Это была любимая сцена Митты, и когда в Госкино его попросили изменить финал, он наотрез отказался.
Режиссер не сдавался под натиском и стоял на своем около 2-х месяцев, а потом ему предложили еще один вариант развития событий – фильм положат на полку, людей лишат премии. И Александр Наумович сдался, "совершил глупость", по его словам.
"Я и сейчас грущу, когда смотрю «Экипаж»..."
Когда картина "Экипаж" вышла в кинопрокат, творилось настоящее безумие! Одним зрителям была интересна история любви, другие восхищались спецэффектами и зрелищностью. "Экипаж" собрал в кинотеатрах более 71,1 миллиона зрителей, многие из которых смотрели фильм по несколько раз.
И, несмотря на такой успех, Александру Митте в дни премьеры было горько, он даже не мог радоваться. Жалел, что не настоял на своем и согласился переснять финал, который был ему так дорог.
"Я и сейчас грущу, когда смотрю «Экипаж», но, скорее, уже по привычке — наверное, это ностальгия", – признался Александр Митта.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Вам также может понравиться: