Классика, это наверное то, что интересно почти каждому. И в то-же время, мало кто его может по-настоящему понять и прочувствовать. К классическим произведениям можно отнести и произведения сестер Бронте. И каждая из сестер, в своем самом известном произведении, преподнесет любовь и современную реальность совершенно по разному.
Шарлота Бронте и многочисленные экранизации её романа «Джен Эйр» куда более известны у нас, чем произведение её сестры Эмили Бронте. Книга «Грозовой перевал» - это готическая драма, неоднократно воплощавшаяся на экране, которая рассказывает историю двух поколений семейных кланов Эрншоу и Линтон, о сложном переплетении их жизней и судеб и о роковом проклятии двух возлюбленных - Хитклиффа и Кэти.
Фильм достаточно старый, аж 1992 года, но это отнюдь не умаляет его привлекательности для просмотра для тех кто не видел еще (если такие есть) и любит подобный жанр.
Я смотрела множество вариантов данной истории, с не менее именитыми актерами, то только эта экранизация навсегда осталась в моем сердце. Экранизация прекрасно предает одну главную мысль - то, как в человеке происходит надлом, и где та точка невозврата, когда ты уже не сможешь быть прежним.
Нельзя не остановиться на главном актере сего фильма – Ральфе Файнсе. Он не просто изобразил человека с демоническим взглядом, он передал все его наслаждение от страданий окружающих. Не удивительно, что в его исполнении вышел самый точный и убедительный образ Хитклифа из всех актеров, ранее исполнявших эту роль, совместив в себе и романтизм, и невежество, и силу с мужественностью, и обаяние, и безудержную злобу, хандру и отчаяние. Более того, это единственный образ Хитклифа на экране, которого я смогла бы представить и в оригинальном романе.
Харизматичный Рэйф Файнс и очаровательная Жюльетт Бинош. Из них вышел отличный творческий тандем, недаром они повстречались на съёмочной площадке вторично, спустя много лет и помогли родиться на свет ещё одному шедевру – оскороносному фильму «Английский пациент». Роль Хитклифа – первая серьёзная работа Файнса в большом кино. Быть может именно благодаря мастерски воссозданному демоническому образу ему так часто стали предлагать роли одних жестоких и беспринципных личностей, начиная «Списком Шиндлера» и заканчивая «Гарри Поттером». Бинош на момент съёмок фильма считалась уже полноценной сформировавшейся творческой личностью и она не подвела и на этот раз. Её Кэтрин-Кити – это чудо, это два разных человека с одной душой, две жизни с одной судьбой. Рэйф и Жюльетт. Хитклиф и Кэтрин. Два огня. Две агонии. Два символа. Два имени, которые я запомню на всю жизнь. Это не Ромэо и Джульетта Шекспира, и тем более не Джек и Роуз из "Титаника". История их любви кого-то тронет до глубины души, кого-то заставит содрогнуться от ужаса и непонимания, ибо это тот случай, когда герои вызывают не только положительные эмоции. Они не идеальны, более того, они далеко не идеальны – вот что поражает, подкупает во всей этой истории, вот что заставляет примерить на себя их роли, прожить их жизнь и сделать за них выбор. Если бы это только было возможно…
Порой Хитклиф кажется чудовищем, жестоким, грубым, беспощадным, мстительным, алчным, а Кэтрин – взбалмошной и бездушной. Кэтрин и Хитклиф. Он погубит её, или всё же она станет причиной его неминуемой гибели? Они не могут быть вместе, и дело вовсе не в социальном неравенстве, дело в характерах. Они как два магнита с одинаковыми полюсами – то один то другой будет отталкивать второго, но природа у них одна, они дышат одним воздухом, живут одним сердцем, думают об одном. Они не могут быть вместе, но и врозь им жизни нет.
В «Грозовом перевале» к типичному романтизму примыкают черты готического романа - лёгкий налёт мистики, едва заметный, но всё же его хватает на то, чтобы держать зрителя в напряжении. некая странность, иррациональность происходящего. Всё это в совокупности рождает удивительную атмосферу, и создателям фильма удалось бережно перенести её на экран.
Отношения Кэтрин и Хатклифа мне сложно назвать любовью. По крайней мере, эта не та классическая любовь, которая, по определению, делает людей чище и добрее, здесь это чувство, безусловно, очень сильное, но нет в нем самопожертвенности. Оно мучительное, неприятное – причем не только и не столько окружающим, сколько самим его носителям. Я бы назвала их отношения болезненной привязанностью, даже скорей зависимостью.
Причем это просматривается не только у главных героев. Сама Эмили Бронте в романе сравнивает пути, которые выбрали для себя Эдгар и Хингли оказавшиеся в очень похожих обстоятельствах после смерти жен. Почему же один выбрал для себя конструктивный путь – путь любви к своей дочери, а другой стал деградировать и умирать – сначала морально, потом – физически, хоть был у него сын, так нуждавшийся в отцовской любви и примере мужского поведения?
Почти весь фильм сопровождают пасмурные фоны, внезапная гроза предрекает судьбу Кэтрин Эрншо, а бури здесь постоянные свидетели сильных чувственных переживаний героев. В общем-то, пасмурность рассеется лишь под конец, когда второй цикл трагичной истории завершится счастливым концом, подарив надежду, что все на Грозовом перевале еще может пойти хорошо.