Друг задумал сделать на «первосентябрьской» линейке для своей дочери-первоклассницы фотосессию, понадеялся на солнечный день, большие окна в актовом зале и … промахнулся! Солнце спряталось за тучки. Фотографировал, конечно, много, но кадры его не удовлетворили как профессионала. Чтобы успокоить друга, ввязался в разговор с ним об освещении, спросил, какой свет лучше использовать и всякое такое. Это его конёк, и он с удовольствием на него присел.
Осветительные приборы он делит на две группы: точечные с линзами и без них, но с точечными лампами и приборы рассеянного света, захватывающие площадь освещения побольше. Приборы бывают галогенные, металлогалогенные, светодиодные и люминесцентные. Галогенные — это обычные лампы накаливания, которыми все пользовались до прихода «медведевских энергосберегающих». Свет они дают близкий к естественному в ровном спектре и без заметного мерцания. Минус - в низкой светоотдаче, если пользоваться лампами бо́льшей мощности, выдержит ли сеть? Друг пользуется прибором ARRI Junior 650, мощность лампы и цена – пугающие. 😱
Металлогалогенные приборы обладают световой температурой солнечного света 5600 кельвинов. Например, ARRI Compact 1200, имеет высокую светоотдачу, при таком же энергопотреблении, как галогенный светильник в 2000 ватт. К минусу относится громоздкость, дополнительный прибор для запуска и мерцаемость, требующая внимания к движению света при съёмке. В некоторых приборах есть устройство, которое сглаживает цветовые полосы на изображении при скоростной съёмке. Со сроком службы прибора может меняться спектр, что потребует каких-то фильтров и обработки кадров.
Люминесцентные приборы дают ровный свет без тени, высокая светоотдача, постоянный спектр. Минус в неизменности цветовой температуры, то есть требуется при необходимости перестановка ламп, дорогущих и довольно хрупких, поторопишься при замене, уронишь такую лампу и окажешься в объятиях жабы. 🐸
Светодиодный светильник не требует дополнительных систем подключения, меняет цветовую температуру, спектр достаточно ровный даже у недорогих приборов. Светильники бывают холодные и тёплые, не меняющие температуру цвета, биколорные с той и другой температурой. Панели с диодами красного, зелёного и синего цвета дают любой оттенок и температуру, способны создать эффект молнии, огня, мигалок, проезжающих мимо машин с включенными фарами. В продаже есть гибкие светодиодные панели, которые нравятся творчески настроенным фотографам своей гуттаперчивостью. Для студийной работы светодиодные разнообразного вида светильники просто незаменимы, низкое энергопотребление позволяет использовать их с аккумуляторным питанием в течение нескольких часов.
Вот такие сведения о светильниках удалось выудить у расстроенного друга, мне было интересно, профессионалам и любителям может пригодиться. Хотя у каждого из них есть свои наработки и опыт, хитрости и тайны.