Найти тему

Что такое донаты: где их заработать и как получать?

Оглавление

Донаты представляют собой добровольные пожертвования, размер которых, как и необходимость их платить, определяет подписчик создателя онлайн-контента – блогера, независимого журналиста, писателя, автора видеостримов и т.д. По сути, донаты и пожертвования – это одно и то же, поскольку именно так это слово переводится с английского языка (donate). В русском языке англицизм закрепился и практически вытеснил аутентичный синоним. Рассмотрим подробнее, кто, как и за что может зарабатывать на донатах в современном Рунете.

Донаты – это способ заработка или подработки?

Официально донаты не относятся к доходам гражданина Российской Федерации. Хотя по факту они могут в отдельных ситуациях превышать заработную плату человека по основному месту работы, а то и вообще быть основным или даже единственным источником финансовых поступлений.

В большинстве же случаев донаты рассматриваются, всё-таки, как дополнительная подработка, которую может обеспечить себе не только взрослый человек, но и подросток или даже ребёнок. Главное – иметь возможность создания онлайн-контента, за который интернет-пользователи захотят платить.

Размер донатов и их периодичность, в отличие от оплаты за доступ к премиальному контенту и подобных схем дохода, не регламентируется. Главным критерием является добровольность перечисления пожертвований. По сути, это форма благодарности аудитории, как правило, постоянной, за творческую или информационную деятельность блогера.

Кто может зарабатывать на донатах?

По большому счёту, на донатах может зарабатывать практически любой человек, способный что-то делать. Хотя бы – включить камеру ноутбука или смартфона и организовать прямую видеотрансляцию. В некоторых случаях даже не нужно что-либо говорить или делать на камеру – широко известны недавние примеры видеостримов с вянущим кустом салата или льющейся из водопроводного крана водой. Но подойдём к вопросу серьёзнее: представители каких сфер деятельности могут реально зарабатывать на стримах?

1. Музыканты. Тут всё просто – автор песен или кавер-версий проводит прямую трансляцию, в ходе которой эти самые песни исполняет, а его поклонники перечисляют ему деньги в виде донатов. В большинстве случаев такие трансляции могут сыграть дополнительную маркетинговую роль – повысить узнаваемость музыканта, прорекламировать его коммерческий концерт и т.д.

2. Поэты, прозаики, актёры. Схема проведения трансляций такая же как для музыкантов – писатель или артист выступаает перед веб-камерой, его аудитория благодарит его в формате донейшн. Дополнительный бонус – реклама книг и коммерческих выступлений во время проведения бесплатной (на условиях донейшна) онлайн-трансляции.

3. Авторы видеообзоров. Сюда относятся геймеры, активные пользователи каких-либо видов товаров или услуг. Подписчики благодарят за то, что блогер делится с ними информацией, например, об опыте заказа косметических услуги или о продуктах питания, которые блогер покупает для себя.

4. Эксперты. Этот формат близок к проведению онлайн-консультаций, например, автор стрима может отвечать только на вопросы тех подписчиков, которые сделали пожертвования. Но может быть и другая форма – эксперт (психолог, политолог, экономист, врач, педагог – да кто угодно) заранее объявляет тему трансляции и собирает вопросы, интересующие аудиторию, а перечисление донатов так же остаётся добровольным делом, не привязанным к содержанию выступления.

5. Блогеры, ловящие хайп. Иногда (да и довольно часто!) блогер не обладает ни специфическими знаниями, ни талантами, ни эксклюзивным контентом, однако успешно получает вполне стабильный и солидный доход в виде донатов. Обычно это подростки или молодёжь, готовые делать глупости, нелепости, трешевые поступки на камеру в режиме реального времени. Кто-то готов съесть в прямом эфире пятьдесят пончиков, кто-то – побриться налысо… Предел фантазии не ограничен, как и аудитория таких трансляций.

6. Благотворительные проекты. Сбор денег на социально значимые проекты, например, покупку корма для животных в приюте, строительство ночлежки для бездомных и т.д. При этом сама трансляция может представлять собой как разговор с экспертом, так и онлайн-экскурсию в заведение, в пользу которого собираются деньги, как благотворительный концерт, так и рассказ о самом проекте от его организаторов. Если во всех предыдущих случаях замотивировать людей донатить в пользу блогера предлагается с помощью контента, то здесь цель привлечь внимание людей к какой-то острой проблеме и побудить их поддержать рублём её решение.

7. Трансляции по типу «За стеклом». Людям всегда интересно наблюдать чужую жизнь в онлайн-режиме. Причём в данном случае транслироваться может любая жизнь – частная, общественная и даже не связанная с человеком. В первом случае особо безбашенные блогеры устанавливают камеру у себя дома – и транслируют изображение и звук с неё 24/7 или в определённые часы. Во втором случае камера может быть установлена на улице – по этому принципу работают, кстати, уличные онлайн-камеры, позволяющие посмотреть, как живёт тот или иной город мира прямо сейчас. Ну, и третий случай – это трансляции из животного или даже растительного мира. Вы можете установить веб-камеру рядом с клеткой своего хомячка, аквариумом или с видом на дерево у окна – и любители живой природы будут донатить вам за воможность наблюдать за представителями флоры и фауны в режиме реального времени.

Разумеется, мы перечислили далеко не полный список вариантов трансляций, на которых блогер может получать донаты. Однако, если вас уже заинтересовала эта тема, то дальше вы сами сориентируетесь, чем можете заниматься в прямом эфире, чтобы вызвать интерес у ваших подписчиков и привлечь донаты в свой адрес.

Сколько реально заработать на донатах?

Всё зависит от качества и востребованности контента, который блогер предлагает своей аудитории. Если к системе донатов подключается уже известная медийная персона, то шансы собрать большую сумму довольно велики. У малоизвестных блогеров за один стрим может приходить от нескольких десятков до нескольких сотен рублей.

Как получать донаты?

Донаты можно получать напрямую или используя специальные платформы. Как правило, в социальных сетях есть уже внедрённые и готовые к использованию платёжные системы, интегрированные с различными видами оплаты. Это позволяет зрителям быстро и легко перечислять пожертвования своим любимым авторам, а стримерам – получать все донаты на один кошелёк, карту или счёт. Для того, чтобы подключить систему донатов ВКонтакте или YouTube, вам нужно зайти в настройки и следовать размещённым там инструкциям.

Существуют также и stand-alone платформы для сбора донатов – как правило, их называют краудфандинговыми сервисами. На них блогер или иной автор контента не ведёт никаких трансляций, не предоставляет контент, однако размещает информацию о цели сбора средств и предлагает своим подписчикам какие-то бонусы за пожертвования. Например, поэт может собирать деньги на издание новой книги стихов, а всем, кто перечислит ему донаты, он вышлет по экземпляру книги после её издания. Некоторые эксперты не относят краудфандинг к системе донейшн, но не упомянуть об этих платформах, говоря о донатах, практически невозможно.

Главным минусом платформ для сбора донатов является то, что доступ к их услугам не является бесплатным. Как правило, они забирают определённый процент перечислений в качестве комиссии за свои услуги. Если вас это не устраивает, то стоит обратить внимание на прямой сбор донатов во время трансляции.

Прямой сбор донатов подразумевает перечисление денег автору контента или стрима непосредственно на указанные им реквизиты, например, на банковскую карту (в том чсиле, по номеру телефона) или на электронный кошелёк. В последнее время также популярным способом оплаты стала оплата по QR-коду, что в большинстве случае удобнее, поскольку не требует от зрителя долгого введения платёжных данных. Отсканировал код, нажал на кнопку «подтвердить оплату» – и поддержка любимому блогеру уже оказана!

При использовании прямого сбора донатов платёжные реквизиты можно (и нужно) указывать в описании трансляции или комментариях к стриму, а также можно несколько раз в течение стрима озвучивать возможность для зрителей поддержать автора, трансляцию которого они смотрят. QR-код можно закрепить в углу экрана по типу шильдика – тогда благодарные поклонники будут иметь возможность перечислить вам денежку на протяжении всей трансляции.

Зинаида Варлыгина, владелец студии культурного маркетинга "Золотой тигр", Интернет-маркетолог, писатель
Зинаида Варлыгина, владелец студии культурного маркетинга "Золотой тигр", Интернет-маркетолог, писатель

На что потратить донаты?

На самом деле, этот вопрос не совсем корректен, поскольку блогер сам вправе решать, на что потратить деньги, полученные от своих подписчиков. Однако приведём несколько наиболее популярных вариантов, которые особенно актуальны в самом начале вашей стримерской карьеры.

1. Покупка нового оборудования. Не секрет, что для проведения качественной трансляции необходимо множество технических приспособлений, и если вы рассматриваете доход от донатов как постоянный в долгосрочной перспективе, то в техническую сторону вопроса придётся вложиться. Какая техника может потребоваться стримеру? Веб-камера или смартфон с мощной камерой, осветительные приборы (кольцевые и прямые лампы, отражатели), различные гаджеты, преобразующие и обрабатывающие видеосигнал, микрофоны и т.д.

2. Покупка аксессуаров для создания декораций. Фоновые растяжки, реквизит для трансляций, в некоторых случаях – даже мебель.

3. Покупка грима и косметики. Это актуально не только для женщин-блогеров, но и для мужчин, которые хотят хорошо выглядеть в кадре. Набор профессионального гримёра – удовольствие недешёвое.

4. Покупка специальной техники и аксессуаров, необходимых для проведения трансляций. Тут состав предметов будет зависеть от тематики трансляций. Так, гитаристам регулярно требуются новые комплекты струн и медиаторов, авторы видеообзоров должны иметь под рукой новые объекты для своих рассказов, визажисты, проводящие мастер-классы онлайн, должны пополнять запасы косметических средств.

5. Покупка специальной литературы и курсов. Если вы собираетесь совершенствоваться в той сфере, которую выбрали для проведения онлайн-трансляций за донаты, вам необходимо постоянно повышать свой уровень, чтобы представлять интерес для своих подписчиков и побуждать их вновь и вновь благодарить вас за ваши старания.

Надо ли получателям донатов платить налоги?

В независимости от того, является ли получение донатов единственным или дополнительным доходом блогера, в налогооблагаемую базу деньги, полученные таким образом, не входят. Всё очень просто: налог на доход физических лиц не распространяется на подарки и пожертвования, а так как мы в самом начале выяснили, что донаты – это добровольные пожертвования, то налоги на этот вид финансовых поступлений платить не требуется.

Что особенно интересно – налог с донатов не должны платить даже индивидуальные предприниматели (ИП), использующие упрощённую систему налогообложения (УСН). А причина проста – добровольные пожертвования (донаты) не относятся к категории коммерческого дохода, выплачиваются не за оказание предпринимателем услуг или продажу товаров, не имеют чётко заданной периодичности и определённой ситуации, при которой перечисляются. Следовательно, их нельзя рассматривать в качестве дохода и относить к части налогооблагаемой суммы.

Особое внимание следует уделить вопросу донатов из-за рубежа. Вы удивитесь, но иностранные пожертвования, в том числе, в валюте, также не облагаются налогом! Но есть два условия для того, чтобы дело обстояло именно так. Во-первых, сумма разового перечисления не должна превышать шестьсот тысяч в рублёвом эквиваленте. Во-вторых, пожертвование не должно быть анонимным. При соблюдении этих требований проблем с налоговой у получателя донатов не возникнет.

Есть вопросы по этой теме или иной, касающейся маркетинга культуры? Пишите в комментариях!

Зинаида Варлыгина, писатель, Интернет-маркетолог