Найти тему
MisSova

Ненадежный рассказчик и детектив в духе Агаты Кристи (и не только): «Левиафан»

Оглавление

Иногда стоит перечитывать тексты хотя бы только для того, чтобы понять, что при первом прочтении ты их понял неправильно или не понял вовсе. Так у меня, например, случилось с детективом Акунина "Левиафан".

При первом прочтении казалось, что это просто история, в которой рассказывается о том, как Эраст Петрович на пароходе до места своего назначения плыл, да попутно международное дело раскрывал.

По факту, так оно и было. Так да не так. И детектив кроме первого слоя имел еще и второй, литературный. Какие книжные отсылки можно заметить в "Левиафане", давайте поговорим сегодня.

Образ Фандорина воплотили разные актеры. Меньшиков, как по мне, больше похож на книжного. Коллаж автора
Образ Фандорина воплотили разные актеры. Меньшиков, как по мне, больше похож на книжного. Коллаж автора

О чем детектив

В этом романе Фандорин отправляется на службу в Йокогаму, где ему предстоит познакомиться с Масой, овладеть искусством ниндзя и выучить японский. Но он об этом пока не знает.

А знает он лишь о том, что ему нужно сесть на корабль "Левиафан", который отправит его на место службы.

К сожалению, стоит ему только попасть на борт, как он тут же попадает в поле зрения французской полиции. Дело в том, что в Париже было совершено преступление, потрясавшее своей жестокостью.

И единственная ниточка, способная привести к преступнику - пароход "Левиафан".

К счастью Фандорина, он является не единственным подозреваемым. У него намечается довольно теплая, хотя и разношерстная компания. Но вот беда: все оказывается не таким, каким кажется.

И преступление совершается совсем не по тем причинам, о которых думали прежде. Но стоит только следствию подобраться ближе к преступнику, как он начинает действовать.

И теперь никто из подозреваемых не может ощущать себя в безопасности: его либо посчитают преступником, либо преступник может посчитать его слишком опасным для себя.

Начинается настоящая борьба за выживание, жертвой которой может стать целый пароход с находящимися на его борту пассажирами.

Ненадежный рассказчик

Все мы знаем, что у детективов есть разные поджанры: исторический, шпионский, конспирологический и многие другие. Сам Акунин, когда решил поработать над серией о Фандорине, решил создать каждую книгу в отдельном поджанре.

"Левиафану" повезло получить, наверное, самый интересный жанр - герметичный детектив. Это когда подозреваемые и следователь ограничены одним запертым пространством. А мы, читатели, можем спокойно наблюдать за ними и вести собственное расследование.

Акунин повысил ставки. И в детективе практически каждая глава дана от лица какого-то участника следствия (нет только глав от лица Фандорина, его мы видим глазами других персонажей).

Таким образом мы можем не только попытаться угадать преступника, но и оказаться у него в голове. Увы (или наоборот, хорошо), Акунин использует прием "ненадежного рассказчика", когда герой, рассказывая о чем-то, умышленно утаивает факты.

В итоге получается так, что подозреваешь всех, но не того.

Отсылки

В детективе очень много литературных отсылок. Например, самая явная - к детективу Агаты Кристи "Убийство в восточном экспрессе" (к слову, по аналогии с этим произведением, в англоязычном переводе эту книгу о приключениях Фандорина назвали "Убийство на Левиафане").

Как и в детективе Кристи, здесь расследуется преступление, к которому руку мог приложить каждый из подозреваемых. Закрытое пространство транспортного средства и финал, неожиданный в обеих историях.

Поиск сокровищ раджи словно отсылает к "Лунному камню" Коллинза или "Знаку четырех" Конан-Дойля, где все беды произошли из-за того, что на сокровища Индии покусились не те, кому они принадлежат.

А образ "Левиафана", вызывающий ассоциации с "Титаником", и вовсе напоминает о другой книге, уже русского автора, который в своем тексте также вдохновлялся легендарным кораблем - "Господином из Сан-Франциско".

Словно бунинская "Атлантида", "Левиафан" в тепле, комфорте и роскоши идет к пункту своего назначения. И как и в "Атлантиде", жизнь на "Левиафане" скоротечна.

Только если в "Господине..." Бунин использовал образ восточного царя, под которым подразумевал Тутанхамона, как проклятие, поразившее путешественников корабля, то здесь уже в роли этого проклятия был индус и живой человек, потомок раджи.

Детектив, как и все другие у Акунина, чрезвычайно интересен. И любопытен он в первую очередь тем, что здесь можно найти множество отсылок. А какой роман о приключениях Фандорина любимый у вас?