Получилась великолепная игра, после которой играть в Callisto Protocol нет особого смысла [без спойлеров]
Есть такое выражение – «трудно испортить классику». Это может и так, но на практике разработчики и издатели игр делают подобное достаточно часто – можно упомянуть хотя бы GTA The Trilogy, которую хочется забыть, как страшный сон.
И, конечно, отношение к ожидаемому ремейку хоррора 2008 года Dead Space было двоякое. С одной стороны – круто, особенно с учетом того, что серию в общем-то давно «похоронили». Лучше, чем ничего. Но с другой – нет ничего хуже, чем увидеть, как кто-то коверкает то, что ты любишь и ценишь.
Забегая вперед, скажу, что ремейк получился отличным. И это особенно забавно на фоне не самой удачной Callisto Protocol, вышедшей в декабре 2022 года (обзор здесь). Напомним, что разрабатывал оригинальный Dead Space Глен Скофилд (не один, конечно, но все же). Он же – автор Callisto. И как-то так получилось, что в своем новом детище Глен очень многое упустил – из того, за что мы любим Dead Space. А вот Electronic Arts и ее внутренней студии Motive, напротив, удалось уловить самое важное и грамотно реализовать это в ремейке.
Dead Space – хотя и хорошо сохранившаяся, но все-таки старая игра. И это не Skyrim, в который множество людей продолжают играть спустя 11 лет после релиза. То есть это тот случай, когда культовость проекта (а Dead Space в своем жанре точно культовая) не означает, что в него все еще готовы играть. Да, кто-то запускает, но в целом интерес был, скорее, к серии, а не к отдельной игре. Во многом, потому что конкурентов у «Мертвого космоса» в общем-то не было, и нет по сей день – да и у Callisto Protocol составить конкуренцию, на мой взгляд, не очень получилось.
К чему я это? К тому, что перед EA стояла задача не просто обновить игру – это бы никого не впечатлило, и должного интереса бы не вызвало. Им нужно было создать продукт, в который будет здорово играть и в 2023 году – нисколько не устаревший.
Так что я не буду углубляться в сравнение с оригинальной игрой 2008 года. А буду оценивать Dead Space как новую актуальную игру. Ограничимся небольшим блоком об основных различиях (не считая технических) между оригиналом и ремейком, и поедем дальше:
- Изменили некоторых персонажей (да, Николь сильно постарела)
- Перетасовали монстров по локациям, добавили новые скримеры
- Переработаны многие геймплейные участки
- Айзек теперь говорит. И очень много
- Появился режим «Новая игра+» - с новыми предметами, 6 уровнем прокачки костюма и т.д.
- Появилась альтернативная концовка, разблокировать которую можно только в «Новой игре+», собрав 12 предметов.
Говори, Айзек, говори!
Итак, завязка сюжета без спойлеров. Космическое судно с персонажами на борту прибывает к объекту своих поисков – станции «Ишимура». Одной из многих, предназначением которых является добыча ресурсов из планет. Что-то случилось – экипаж корабля перестал выходить на связь, и нам предстоит выяснить, что же с ним произошло.
Главный герой – инженер Айзек Кларк. На протяжении большей части игры компанию ему составят руководитель ремонтной операции Зак Хэммонд и компьютерщик Кендра Дэниелс.
Очень быстро выясняется и причина странной «тишины в эфире». Стоит экипажу ступить на станцию, как на людей нападают некроморфы – существа из искаженной человеческой плоти, уничтожить которых можно лишь разрезав их на части. Часть экипажа погибает и разгребать беспорядок на «Ишимуре» остаются три уже представленных персонажа.
Что сразу бросается в глаза (а точнее в уши) – это то, что Айзек у нас теперь говорящий. Он постоянно что-то комментирует, вставляет весомые «пять копеек» практически в любом диалоге. И это классно! Все-таки раньше было странно, что человек, который и делает львиную часть работы по спасению «Ишимуры», по сути, просто молчаливо исполняет чужие инструкции. Тем более, что Айзек – инженер, и кому как не ему знать, как починить все это поломанное некроморфами оборудование.
Да и как человек Айзек теперь раскрывается куда лучше. Что крайне важно, ведь на «Ишимуру» он прибыл не просто так – здесь работает любовь всей его жизни, Николь. И через диалоги авторы ремейка смогли показать, как меняется его душевное состояние. Как он то наполняется надеждой, то внутренне опустошается, понимая, что судьба его вновь обманула.
И да, Айзек теперь немного похож на Адама Сэндлера. Хотя на самом деле внешность подарил актер Ганнер Райт, игравший этого персонажа уже в Dead Space 2 – просто визуальные технологии теперь подросли, и это лучше видно.
А Николь повзрослела лет на 20 – ее играет 51-летняя актриса Таня Кларк. И вот это уже весьма спорный момент. Да, она же играла этого персонажа в Dead Space 2. Но за прошедшие годы она все-таки не помолодела, и теперь все это выглядит как-то странно. Как минимум у тех, кто проходил оригинальную игру, в голове был образ другой Николь, в которую они сами могли как бы немного «влюбиться», в процессе сопереживания протагонисту. Теперь это, скажем так, сделать будет значительно сложнее.
Изменили и некоторых других персонажей. К примеру, Хэммонда раньше играл актер Питер Менс. В ремейке его сменил американский футболист Энтони Алаби. Но это все уже детали – все актеры со своей задачей справились отлично. Что важно – потому что лицевые анимации в игре на высоте, и это позволяет с высокой детализацией передавать эмоции обитателей «Ишимуры».
Некроморф удался на славу
Если обратиться к метафоре, в которой Dead Space «оживили», то можно сказать, что некроморф из игры получился просто отличный. Это я про техническую часть ремейка, которая заслуживает отдельного упоминания.
Графика. Что тут сказать – все прекрасно. Текстуры, анимации. Просто великолепное освещение, благодаря которому бегающие среди теней некроморфы стали еще более неуловимыми и оттого колоритными. Все эти скачки напряжения, которые то опускают локацию в полумрак, то резко освещают каждый уголок коридора. Единственное, о чем стоит сказать – сильно изменилась цветовая палитра игры. Если оригинал был более темным, с уклоном в холодные тона, то ремейк изрядно «пожелтел». Но зато стал куда более реалистичным – что для такой игры крайне важно.
Некроморфы движутся убедительно. Кто-то медленно, но неумолимо ползет к тебе через всю комнату, а кто-то прыгает из стороны в сторону, и моментально оказывается там, откуда не ждешь удара.
Да, по уровню графики ремейк Dead Space несколько уступает тому же Callisto Protocol. Но это не значит, что он уступает «визуально». Дело в том, что по разнообразию локаций «Мертвый космос» без шансов уделывает другое детище Глена Скофилда. За 12 глав нам показывают «Ишимуру» во всей красе. Мы чувствуем, что исследуем некий цельный мир, со своей понятной логикой устройства. Callisto же – это череда наполненных трубами шахт и одинаковых помещений, которые быстро устаешь разглядывать.
Есть еще одна крайне важная вещь, которую Глен Скофилд, как мне кажется, полностью упустил в Callisto Protocol. Dead Space можно перевести с английского и как «мертвый космос», и как «мертвое пространство». И за этой игрой слов кроется многое.
В каком-то смысле главным персонажем в Dead Space является не Айзек Кларк, а корабль «Ишимура». Пространство и в оригинале, и в ремейке – очень живое. Оно словно разговаривает с игроком, у корабля есть свой характер. В Callisto Protocol пространство, простите за каламбур – «мертвое». Оно ничего тебе не говорит, и слабо работает на атмосферу.
А самое главное – не знаю как вам, но мне в Callisto Protocol не было жутко ни секунды. В Dead Space Remake это случалось регулярно, игра на всей своей длительности держит игрока в напряжении.
Ремонт с отягчающими обстоятельствами
Приступаем к разбору геймплея Dead Space Remake – и здесь сравнений с Callisto Protocol будет еще больше. Не поймите неправильно – ремейк в целом играется отлично, несравнимо лучше «Каллисто». Но, снова поиграв в Dead Space, я отчетливо увидел природу ошибок, которые Глен Скофилд допустил в своем новом проекте. Потому что предпосылки для них были уже в игре 2008 года.
Толпы одинаковых врагов – есть. Стоит включить в ремейке высокий уровень сложности, как тебя начинает напрягать однообразие противников. Да даже на «нормале» убивать абсолютно одинаковых некроморфов снова и снова – надоедает. Равно как и скримеры быстро скатываются в однообразие. Что-то где-то «бухает», выключается свет, ты просто разворачиваешься назад – и да, уже видишь шагающего на тебя некроморфа.
Не слишком разнообразная боевая система – есть. Да, видов оружия в Dead Space очень много, и они классные. От огнемета до каких-то буровых лазеров, которые просто аннигилируют все на своем пути. Только вот сама стрельба при этом устроена по одному принципу – отстрели монстру то, отстрели другое.
НО. Если в Callisto Protocol такие проблемы сделали игру сильно хуже, чем она могла бы быть, то в ремейке Dead Space – это так, мелкие придирки. Потому что в целом играется она отлично, просто 12 длинных глав для сюжетной игры в замкнутых пространствах – это, наверное, немного перебор. Или я за прошедшие 15 лет уже просто отвык от столь продолжительных сюжетных игр.
Что стоит похвалить особенно – это постановочные игровые моменты. Их много, они щедро рассыпаны на всем пути Айзека. То мы отстреливаем астероиды для калибровки систем защиты корабля. То в отсутствии гравитации летаем по помещениям, отстреливая напрыгивающих на нас монстров. Полетов в ремейке вообще очень много, и почти всегда они реализованы отлично. Хотя и не без греха – местами можно случайно застрять в «щупальцах» некроморфов без шанса вылезти обратно, у меня такое случалось.
Боссы в игре прекрасные – каждый чем-то отличается, и с каждым по-своему интересно сражаться. Хотя все они достаточно легкие.
Но главное, что Dead Space – это игра с классным сюжетом, и это никуда денется ни в 2023 году, ни в 2033-ем. За его поворотами все еще интересно следить и сопереживать персонажам.
Я ничего не говорил про производительность, потому что говорить особо нечего – на ПК я сильных просадок не замечал, разве что при загрузке сейвов компьютеру требовалось какое-то время, и он немного «фризил». Но потом фпс был вполне нормальный при ультра-настройках графики. Играл, кстати, с подключенного к ПК Dualsence, и было довольно удобно.
Я не буду акцентировать внимание на новой альтернативной концовке игры. В конце концов, она ни на что особо не влияет, так что к чему спойлеры. Да и каноничность ее – вопрос дискуссионный, и у каждого на этот счет все равно будет свое мнение.
Скажу лишь, что ремейк Dead Space однозначно стоил бы внимания, если бы не одно «но» - полное отсутствие русского языка. Понятное дело, что, если суть диалогов понять еще можно, то читать пространные текстовые «логи» - сможет уже не каждый. Но, если для вас это не является проблемой, или вы знаете оригинальный Dead Space наизусть – то да, ремейк однозначно рекомендую. Хотя в российском Steam он, к сожалению, не доступен.
А там, глядишь, ждем и сиквел «перезапуска». Если он будет таким же, как ремейк первой части – то почему нет?
А вам понравился «перезапуск» Dead Space? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!