Филосовские предпосылки
Значительное влияние на философию Платона оказали Гераклит, Пифагор, Парменид и Сократ. Гераклит - теорией вечного движения и изменения всего сущего, Пифагор - математическими идеями и верой в мистические доктрины, Парменид - учением о бытии и познании, Сократ - своей этикой и методом рассуждения. Парменид утверждал, что небытия (пустоты) нет, но сущее - есть бесконечное, вечное и неделимое "единое". Путь истины по Пармениду предполагает признание бесконечного, вечного и неделимого "единого", путь мнения же состоит в делении его на противоположности, а также на сущее и несущее. Парменид считал, что бесконечное "единое" неподвижно и неизменно, поскольку всякое движение предполагает пустоту, которая стремиться быть заполненной, а пустоты быть не может. Эта точка зрения противоположна теории Гераклита, который считал, что ничто не находится в покое, но все непрерывно течет и изменяется, и в этом движении происходит вечная борьба противоположностей, действующих и страдающих, умирающих и рождающихся смертью других.
Вслед за Парменидом, Платон выделяет знание и мнение. По Платону знание всегда о том, что есть, а о том чего нет, знания быть не может. Мнение же является ложным знанием, поэтому оно не может быть о том, что есть, иначе оно было бы знанием. Но и о том, чего нет, мнения быть не может (поскольку небытия не существует), следовательно, мнение может быть лишь о том, что одновременно и есть и нет. На этом основании Платон заключает, что знание существует об идеальном, вечном, неделимом и неизменном "едином", мнение же - о материальном, которое одновременно и есть и нет, т. к. оно подвержено постоянному изменению. Таким образом, Платон допускает теорию Гераклита для материального и чувственного мира, а для идеального полагает справедливой теорию Парменида (Сам Парменид, по видимому, считал вечное и неделимое "единое" материальным и протяженным, и говорил о нем как о шаре).
Софист Протагор утверждал, что человек - мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют, на том основании, что все непрерывно изменяется. Эта точка зрения, как буд-то согласуясь с теорией Гераклита о непрерывном движении, выглядит привлекательно и используется софистами в своей аргументации, но из нее следует невозможность существования объективной истины. Истина же, в таком случае, относительна и определяется путем согласия большинства. Однако Платон полагает истинное знание абсолютным, что противоречит положению Протагора.
Особенность диалогов
Диалоги написаны в разные периоды жизни Платона поэтому их условно делят на три периода: ранний, зрелый и поздний. Очевидно, что с этим разделением связаны и глубина размышлений, и трансформация самой философии Платона. Диалог Теэтет относится к зрелому периоду творчества философа.
Особенность диологов состоит в том, что рассуждение ведётся методом дискуссии, в которой допускаются как сомнительные утверждения, так и сомнительные выводы, которые далее могут опровергаться или наоборот подкреплятся доводами. Иногда это похоже на специальный приём, с помощью которого Платон наглядно показывает пример неправильных рассуждений, а иногда выглядит, как самокритика. Поэтому не следует делать выводов до прочтения всего диалога.
Разбор диалога Теэтет
В диалоге Теэтет рассматривается вопрос - "что есть знание?" и делается попытка критиковать выводы, основанные на положении Протагора. Некий Евклид рассказывает повстречавшему его Терпсиону о записанной им беседе между Сократом и Теэтетом, содержание которой далее и повествуется.
В первой части диалога выделяются понятия частного определения знания и общего определения знания. Под частным определением понимается отдельно взятое знание, (например, знание того, как сделать глиняный сосуд, как построить дом, как ухаживать за лошадьми), под общим определением понимается определение знания самого по себе, посредством которого можно судить о том, является ли что-либо знанием или нет. Далее, в качестве примера общего определения, приводится математическое рассуждение об определении чисел несоизмеримых с единицей (иррациональных чисел). В качестве такого определения предлагается логическое умозаключение, связывающее между собой ряд иррациональных чисел, общим для них свойством. Данное рассуждение трудно понять без разъяснений, а в комментариях к тексту есть ошибки. Смысл этого рассуждения таков:
Все натуральные числа можно разделить на два рода чисел:
Первый род чисел (в диалоге названы равносторонними, четырехугольными числами) образует ряд из возведенных в квадрат натуральных чисел (1,4,9,16,25…)
Второй род чисел (в диалоге названы продолговатыми числами) образует все прочие натуральные числа, за исключением чисел первого рода (2,3,5,6,7,8,10,11,12,13,14,15,17,18,19,20,21,22,23,24,26…)
Множество чисел равных сторонам квадратов, площади которых выражаются числами первого рода, представляет собой множество всех натуральных чисел (это следует из определения чисел первого рода). Стороны же квадратов, площади которых выражаются числами второго рода, не могут быть равны сторонам квадратов, площади которых выражаются числами первого рода, так, как их площади не равны. Следовательно, стороны квадратов, площади которых выражены числами второго рода не могут выражаться натуральными числами. Значит, они выражаются иными числами несоизмеримыми с натуральными, которые, следовательно, несоизмеримы с единицей (дробными числами они тоже выражаться не могут, поскольку, при возведение в квадрат дробного числа получается дробное число). Т. е. стороны квадратов, площади которых равны продолговатым числам, выражаются иррациональными числами.
После данного рассуждения следует попытка дать подобное определение знанию вообще. Теэтет признает, что бессилен дать определение знанию подобным образом. Однако он предлагает такое определение:
«…По-моему, знающий что-то, ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание – это не что иное, как ощущение.»
Вторая часть диалога посвящена анализу и критике этого определения.
Присоединяйтесь к группе для в телеграм:
Продолжение в статье:
Для поддержки развития канала, ставьте лайки, делайте комментарии, и не забудьте подписаться.