Вторая часть диалога начинается с рассмотрения того, что Теэтет определил знание, как ощущение. Сократ говорит Теэтету, что именно так определял знание Протагор, утверждая, что человек мера всех вещей, что какова вещь для кого-либо, такова она в действительности и есть для него.
И Сократ приводит несколько примеров проясняющих положение Протагора.
«…Разве не бывает иной раз, что дует один и тот же ветер, а кто-то мерзнет при этом, кто-то – нет? И кто-то не слишком, а кто-то - сильно?»
«Так скажем ли мы, что ветер сам по себе холоден или нет, или поверим Протагору, что для мерзнущего он холодный, а для немерзнущего – нет?»
«…Каким каждый человек ощущает нечто, таким, скорей всего, оно и будет для каждого»
Сократ заключает - «Выходит, ощущение – это всегда ощущение бытия и как знание оно непогрешимо» Здесь идет отсылка к Пармениду, который говорил, что знание всегда о том, что есть. Если мы что-то знаем, то это таково в действительности, если же оно в действительности не таково, то мы не знаем это. Если человек что-то чувствует, то это существует, значит, если ощущение – есть знание, то ощущаемое в действительности таково, каким оно ощущается.
Однако если ощущение – есть знание, и одно и то же ощущается каждым по-разному, то Протагор должен был утверждать и то, что из этого следует: «…Буд-то ничто само по себе не есть одно, ибо тут не скажешь ни что оно есть, ни каково оно; ведь если ты назовешь его большим, оно может показаться и малым, если назовешь тяжелым – легким и так далее, поскольку – де ничто одно не существует как что-то или как какое-то, но из порыва, движения и смешения одного с другим возникают все те вещи, про которые мы говорим, что они существуют, хотя и говорим не верно, ибо ничто никогда не есть, но всегда становится…»
Т. е. предмет, в буквальном смысле, есть многое одновременно, возникающее из порыва движения и смешения одного с другим. Первопричинность движения, Сократ, как будто не подвергает сомнению, приводя для этого наглядные примеры.
Далее, если все возникает из движения (столкновения действующего и страдающего, по Гераклиту), то и знание должно возникать таким образом. Например, белый цвет должен возникать от столкновения сущего и глаза, но при этом цвет не есть ни действующее, ни страдающее, но есть нечто иное, чем само по себе сущее или глаз. Т. е. ничто не есть само по себе белое.
«…ничто не существует само по себе как одно, - и тогда черное, белое и любой другой цвет представляется возникающим благодаря тому, что глаз обращается на приближающееся движение, а все то, что мы называем цветом, не есть ни обращающееся, ни предмет обращения.… Или ты будешь настаивать, что каким тебе кажется каждый цвет, таков же он и для собаки, и для любого другого живого существа?»
Но если мы ощущаем белизну, а ощущение – есть знание, то предмет в действительности бел. В то же время он в действительности и не бел, когда другое живое существо воспринимает его цвет иным. Здесь уже ощущается противоречие.
Далее следует: если бы мы познали что-либо, то оно было бы таковым в действительности и, попав к кому-то другому, не стало бы другим, если бы само не изменилось. С другой стороны оно не стало бы другим и от приближения другой вещи, поскольку само не претерпело бы никаких изменений. Но, согласно положению Протагора выходит, что нечто может стать другим, продолжая оставаться прежним.
Сократ приводит наглядные примеры, показывающие нелепость того, что что-то может быть и не быть чем-то одновременно, и того, что что-то может стать чем-то не изменившись.
Опираясь на положение Протагора и теорию Гераклита, Сократ выводит следующее:
"... все есть движение, и кроме движения нет ничего. Есть два вида движения, количественно беспредельные: свойство одного из них - действие, другого - страдание. Из соприкосновения их друг с другом и взаимодействия возникают бесчисленные пары: с одной стороны ощутимое с другой – ощущение, которое всегда возникает вместе с ощутимым. Эти ощущения носят названия зрения, слуха, обоняния, чувства холода или тепла. Сюда же относится то, что называется удовольствиями огорчениями, желаниями, страхами, и прочие ощущения, множество которых имеют названия, а безымянным и вовсе нет числа. Ощутимые же вещи сродни каждому из этих ощущений: всевозможному зрению – всевозможные цвета, слуху – равным же образом звуки и прочим ощущением – прочее ощутимое, возникающее совместно с ними"
Далее, если же всему присуще движение, то и возникшему от взаимодействия с предметом (которое не есть, ни действующее, ни страдающее), также присуще движение.
"... Ибо оно несется, и в этом порыве заключается природа его движения. Поэтому как только глаз, приблизившись к чему-то ему соответствующему, порождает белизну и сродное ей ощущение... тотчас же они несутся в разные стороны: зрение к глазам, а белизна к цвету соучастника этого рождения. Глаз наполняется зрением и видит, становясь не просто зрением, но видящим глазом, что же касается второго родителя, то он, наполнившись белизной, уже становится в свою очередь не белизной, но белым предметом - будь то дерево, камень или любая вещь, выкрашенная в этот цвет. Так же и прочее: жесткое, теплое, и все остальное, коль скоро мы будем понимать это таким же образом, не может существовать само по себе... но все разнообразие вещей возникает от взаимного общения и движения..."
И это должно быть так, если верна теория Гераклита, что всему присуще движение и если прав Протагор, утверждая, например, что вещь в действительности бела, когда она таковой нам кажется. Следовательно:
"... В согласии с природой вещей должно обозначать их в становлении, созидании, гибели и изменчивости. Поэтому если бы кто-то вздумал остановить что-либо с помощью слова, он тотчас же был бы изобличен..."
Таким образом, чтобы защитить свое положение Протагор должен утверждать, что вещи постоянно и мгновенно становятся таковыми, какими кажутся, что вещи зависят от их познания и, познавая что-либо, мы делаем это таким, каким оно кажется. Что крайне сомнительно с точки зрения опыта и здравого смысла.
Присоединяйтесь к группе в телеграм:
Продолжение в статье:
Для поддержки развития канала, ставьте лайки, делайте комментарии, и не забудьте подписаться.