В течение последних 3 лет, с тех пор, как в России начали регистрировать новую вирусную инфекцию, врачам приходится сталкиваться с удивительным феноменом. Некоторые пациенты после на фоне инфекции и после выздоровления отмечают, что цифры давления стали другими. Иногда они становятся выше, в других случаях наоборот – наблюдаются случаи если не «выздоровления» от гипертонии, то существенного снижения потребности в гипотензивных лекарствах. У некоторых пациентов случаются необъяснимые колебания давления в течение суток – это самый неблагоприятный вариант нестабильности давления после перенесённой инфекции.
О колебаниях давления после новой вирусной инфекции мне много раз приходилось слышать на конференциях и круглых столах. Таких больных я уже и сам неоднократно наблюдал.
Несколько дней назад я прочитал интересную статью, которая объясняет это явление. Постараюсь коротко пересказать её читателям.
Сначала немного теории.
У вируса есть так называемый спайк-белок. Он имеет булавовидную или стержневидную форму, и выступает над поверхностью вируса. Их функция – помочь вирусу проникнуть в клетку. Поскольку эти выступы находятся снаружи, именно они обладают высокой антигенностью, и именно к ним организм вырабатывает антитела, которые в конечном итоге этот вирус уничтожают. Именно на спайк-белок вырабатываются антитела под воздействием вакцины.
Теперь ещё немного сложной информации. В нашем организме есть белок, который вызывает сосудосуживающий эффект, то есть, повышает давление. Этот белок называется ангиотензин II. Схему его выработки я приводить здесь не буду. Она довольно сложная, и в данной ситуации нам не важна. Главное, что этот белок существует, и чем выше его концентрация в крови, тем выше уровень артериального давления.
Так вот, спайк-белок и ангиотензин II близки по своей структуре, и выработанные организмом антитела могут присоединиться не к белку вируса, а к собственному ангиотензину II, блокируя его действие. Это приводит к резкому снижению артериального давления. Организм в ответ на снижение давления производит этот белок с ещё большей скоростью, при этом антитела уже потратились, следовательно, концентрация ангиотензина II непропорционально быстро растёт, и давление резко повышается.
Возникает вопрос – а почему «скачки» давления наблюдаются далеко не у всех, а лишь у относительно небольшого числа заболевших?
Оказывается, антитела к спайк-белку бывают разные. И не каждое антитело способно присоединиться к ангиотензину II. Антитела, способные нейтрализовать действие ангиотензина II, вырабатываются у относительно небольшого количества людей.
Какие перспективы?
Прививки, способствующие выработку антител к спайк-белку, со временем уступят место таким вакцинам, которые содержат лишь часть этого белка. Тогда проблем с нестабильностью давления у привитых не будет.
Но прививка теми вакцинами, которые имеются сейчас, всё равно предпочтительнее болезни, так как при инфекции в организм попадает несравненно больше вирусов, соответственно, и риск любых осложнений, в том числе и связанных с нестабильностью давления, намного выше.
Ну, а как поступить тем пациентам, у которых сейчас имеется нестабильность давления, предположительно связанная с вирусной инфекцией?
Точно так же, как и при любой другой причине нестабильности давления. Пересмотреть терапию в сторону увеличения или уменьшения гипотензивного эффекта, предпочтение отдавать долгодействующим препаратам – они «сглаживают» колебания давления.
Опыт показывает, что приспособиться к вызванной вирусом нестабильности давления удаётся практически всегда, но универсального рецепта для всех, к сожалению, нет.
Подписывайтесь на меня в Телеграм, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev
Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.