Найти тему
Отец Сергий.

Меланхолия и творческое самовыражение.

(М.Е. Бурно посвящается).

Гравюра Дюрера "Меланхолия" 1514 г.
Гравюра Дюрера "Меланхолия" 1514 г.



Уверен, большинство из нас, современных людей, убеждены, что плохо быть депрессивным, меланхоличным человеком. Сложилось так, что сейчас в фаворе подвижные и практичные люди, например, блогеры, различные расторопные дельцы - управленцы, комики, шоумены, образ жизни которых меланхоличным язык не повернётся назвать. В прежние времена тихих застенчивых людей - меланхоликов тоже почему- то недолюбливали и почитали за чудаков, называя «малохольными». «Не от мира сего!»- часто слышат эту фразу у себя за спиной меланхолики сейчас, в наши дни......
Да, с ними действительно неудобно, они закрыты, о чем-то там размышляют, грустят, переживают, созерцают, погрузившись в себя. Как говорится на своей волне. Они не практичные, последнее с себя снимут и дяде отдадут! «Нужно быть как все!» - часто слышат они от друзей и близких, их непохожесть часто раздражает людей. Но почему меланхолики всегда так неугодны «большинству»?
Нужно начать с того, что в исторической перспективе меланхолики никогда и нигде не были большой или лидирующей социальной группой. В древней Греции, например, их сторонились, избегали встречи с ними. В средние века меланхоликов называли «чадами Сатурна», и тоже самое - меланхолики находились в положении людей, отброшенных обществом. По «официальной» версии того времени влияние Сатурна на человека портит характер, делает его холодным, тяжелым, депрессивным. Меланхоликов в средние века обвиняли в колдовстве, жгли на кострах инквизиции. Почему? Всё это из-за непохожести на других. Непохожесть эта выражается в неспособности меланхоликов приспосабливаться к какой-либо бытующей конъюнктуре - политической, религиозной, социальной. Что представляет из себя классический меланхолик всех времен и народов? Это человек с врожденной, непонятной большинству, запредельно глубокой внутренней жизнью. Он непрозрачен для других, а также негибок, не может говорить то, что не думает, не умеет приспосабливаться, т.е. быть хамелеоном, угождать власть имущим. Им невозможно, ну или же очень трудно управлять. Меланхолики, к тому же, сами не авторитарны, не агрессивны, им не свойственно командовать и вести за собой. Они непрактичны в широком смысле слова, нерасторопны и ранимы, склонны к сомнениям и самообвинению, испытывают обостренное чувство вины, не стоят за себя. Еще они обладают одновременно и чувством собственной неполноценности, и болезненным самолюбием! Вот и доставалось им всегда первыми хлебнуть горя в исторически жёсткие периоды развития человечества. Так, например, если нужно было в средние века кому-то поймать ведьму или колдуна, чтобы выразить приверженность к магистральной политике, так сказать, то проще всего было схватить робкого, страдающего чувством собственной неполноценности меланхолика, который и сопротивляться, и перечить особо-то не станет, в том числе и из-за своего ранимого самолюбия!  Не станет меланхолик опускаться до уговоров и просьб о помиловании, наоборот, еще и дровишек для своего же костра по пути купит – таков вот характер!

     И всё это из-за ДЕФЕНЗИВНОСТИ - особого свойства человеческой личности. В современной психиатрии этот термин используется по отношению к людям склонным к переживанию своей неполноценности, сказывающееся в робости, застенчивости, стеснительности, нерешительности, тревожной мнительности, в малодушии, склонности к сомнениям, неуверенности в себе. Дефензивы – это прекрасные, глубоко нравственные люди, думающие о себе хуже, чем они есть на самом деле, но при этом ещё болезненно самолюбивы. Конфликт чувства собственной неполноценности с ранимым самолюбием – это основной нерв внутреннего конфликта людей с дефензивным типом личности, характера. Гипертрофированная дефензивность приводит к тяжелым случаям депрессии, которая в большинстве случаев является тяжким переживанием виды перед людьми, перед самим собой. Исследователи и специалисты в области клинической психиатрии относят к дефензивным людям многих русских интеллигентов и творцов, например, Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Толстого, Чехова, Чайковского, Павлова, Станиславского, Пастернака, Сахарова. Русское явление – интеллигентность не имеет аналогов в мировой культуре. Русский интеллигент – это человек одухотворенный, самобытный, с личными сложными переживаниями. Как истинный меланхолик он дефензивен, он переживает за себя, за ближних, за свой народ. Это личность со сверхчувствительной совестью и нравственностью, порядочностью, честностью, которые являются неотъемлемой частью феномена «загадочной русской души». Девятнадцатый век в России – это век расцвета дефензивности, и век расцвета русской культуры. Почему же меланхоличность, депрессия, дефензивность – вещи негативные по своей сути явились бенефициарами потрясающе ярких явлений в российской науке и искусстве?

      Нечто подобное наблюдалось в культуре Европы периода Ренессанса. Средние века там закончились наступившим Возрождением. Тоталитаризм, не позволявший человеку быть самим собой, ушел, наступила эпоха самовыражения, творческого подъёма, расцвета духовной культуры. Причастны ли меланхолики и их дефензивность к этим процессам в Европе? Безусловно! В это время меняется отношение к меланхолии в обществе, меланхолики выходят из тени жизни. Эта революция таинственно и точно отобразилась в творчестве и жизни замечательного немецкого живописца, гравёра и графика, мастера западноевропейского ренессанса Альбрехта Дюрера. К величайшим шедеврам мирового искусства специалисты относят его гравюру «Меланхолия», которая является ещё и духовным автопортретом автора. Дюрер относил себя к меланхоликам, не скрывал этого и гениально изобразил свою меланхоличность в своём произведении. Эта гравюра - новое воззрение на меланхолию, депрессию, с её чувством вины, страданием, болью. Дюрер изобразил меланхолию как науку геометрию. Геометрия являлась главной наукой того времени и вбирала в себя все основные точные науки. На гравюре Меланхолия предстаёт в виде сидящей в застывшей и напряженной позе крылатой женщины. Она охвачена тоской, она охвачена великим сомнением. Инструменты, разбросанные вокруг, и строение с прислонённой лестницей говорят о том, что она строила дом, но вот случилась остановка работы. Женщина держит в руках циркуль, её кулак подпирает голову, взгляд не подвижен, сосредоточен. О чём она задумалась сложно сказать, ясно одно – её тягостное сомнение скоро прорвется большим или малым открытием, и строительство закипит с новой силой! Не даром у неё за спиной крылья, её мысли способны к полету, способны прорываться сквозь мрак великого сомнения к свету великих озарений. Дюрер показал, что меланхолия - это всегда мука сомнений, это тоска, это боль, это страдание, но в то же время это состояние несёт в себе и противоядие от своих мучений, лекарство от своего страдания – готовность к творчеству. Человек находящийся в депрессии как бы не чувствует себя самим собой. Он переживает тягостную неопределенность, чувствует несоответствие своих чувствований, испытывает в душе острую боль потери себя, смысла жизни, переживает чувство так называемой «несамосабойности», деперсонализацию. Именно творчество может помочь в этой ситуации. Оно способно дать человеку узнать себя как уникальную личность, и в то же время оно помогает ощутить себя причастным к другим, близким, родным ему по духу людям. Без страданий не было бы творчества, а без великих страданий не появится великое творчество. Все великие творцы на земле страдают. Человек способный к великому творчеству всегда несёт на себе печать страданий – вот о чём сообщает гравюра Дюрера. Если ты меланхолик, если страдаешь от депрессии, то у тебя есть и лекарство от неё - это твоя способность к созиданию, к творческому самовыражению.    

      Созидая, творя по-своему что-то, неповторимо, человек начинает чувствовать себя самим собой, обретает свою индивидуальность. Творческое вдохновение способно вырвать душу из мрака неопределенности, сомнений, исцелить боль потери себя. Когда в творческом акте действует индивидуальность, она начинает светится творческим вдохновением и мрак неопределенности рассеивается, человек обретает себя, начинает чувствовать себя самим собой. Творчество великих людей являлось для них великой терапией, они страдали и стихийно помогали себе творчеством. Современному человеку сложно в цифровом мире обнаружить свою индивидуальность, а это серьёзная проблема терапии депрессивных расстройств сегодня. Меланхолики не могут найти себя в современном мире в основном из-за упрощения всех сторон жизни, обезличивания, бездуховности, автоматизации, усреднения. Возможно должен наступить новый ренессанс, новая эра возрождения, когда неповторимость, индивидуальность, уникальность станут снова востребованы широким срезом общества, а пока путь меланхолика - это духовный путь творца - одиночки, а его творческое самовыражение редкий, и оттого ценный артефакт духовной культуры человечества.