Найти тему
Александр Долгих

«Люди верили в то, чего нет» — пропаганда в Первую мировую войну

Оглавление

Сегодня часто говорят про информационную войну и у многих складывается впечатление, что это «оружие» придумано в XXI веке. Но нет. Пропаганда была придумана и использовалась намного раньше. А массовое применение она получила даже не в годы Второй мировой война, а ещё раньше — в годы Первой мировой. Её вели Германия, Россия и другие страны, но особо ярая пропаганда шла в Великобритании. Цель пропаганды ― формирование определённого мнения. И вот как это было.

Начало пропаганды в Первую мировую

В 1914–1918 годы в мире началась так называемая «тотальная война». Это был конфликт нового типа, охвативший все сферы общественной жизни. Призыв на войну был массовым, а психологическая «мобилизация» ― масштабной.

Во время Первой Мировой страны использовали не только «чудеса техники», типа самолётов или танков, но и мощнейшую агитацию. Многие пропагандистские приёмы, разработанные в те годы, дошли и до наших дней.

Развитие немецкой пропаганды

Считается, что пропаганда в Германии была достаточно сильной, не смотря на то, что в Первой мировой страна потерпела поражение. Сами же немцы были ошеломлены систематическим применением агитации против их страны со стороны Англии. Агитация в Германии велась преимущественно на собственное население: воинская повинность тогда была всеобщей. Большая часть агитационных материалов была текстовой, так как подавляющее большинство военных и гражданских умели читать. Пропагандистские плакаты, фильмы, имели в то время второстепенное значение.

Целью агитации было вызвать у граждан желание воевать против несправедливости и врага, действующего явно аморально. К примеру, в немецких СМИ распространялась информация, что русские казаки поедают младенцев, поджаривая их, как поросят. На западном фронте враги якобы пили кровь убитых немцев и выкалывали солдатам глаза: сообщалось, что кто-то даже видел целое ведро глазных яблок.

Уже в день публикации около призывных пунктов выстроились очереди. «Расчеловечивание» врага было наиболее эффективной стратегией. Агитация проводилась и в отношении русских солдат: им в листовках и картинках сообщалось, что военное руководство отправляет простых людей в окопы, а само развлекается с женщинами и пьёт водку.

Пропаганда Англии против Германии

Британская пропаганда во время Первой мировой войны велась в основном против Германии. Наиболее яркий пример антигерманской пропаганды ― распятый канадский солдат, информация о котором была напечатана в британской газете Times от 10 мая 1915 года. Сфабрикованные статьи о зверствах и невероятной жестокости немцев (убийство маленьких детей, изнасилование монахинь, расстрел полевых медсестёр, выстрелы в спину пленным и пр.) вызвали не меньший ажиотаж среди населения.

Причина и следствие. Слева — акварельный рисунок с британским солдатом, привязанным по схеме «полевого наказания №1», справа — распятый немцами британец на агитационном плакате помогает продавать облигации военного займа.
Причина и следствие. Слева — акварельный рисунок с британским солдатом, привязанным по схеме «полевого наказания №1», справа — распятый немцами британец на агитационном плакате помогает продавать облигации военного займа.

В бельгийской газете L`Independance belge, которая издавалась в Лондоне, 17 апреля 1917 года напечатали репортаж, о том, как немцы перерабатывали мёртвые тела своих же солдат, чтобы кормить свиней на ферме в Кобленце. В тот же день английские Times и Daily Mirror также опубликовала этот материал. Не менее известной подделкой информации оказался сюжет о священниках-католиках, которых повесили на языках колоколов в Антверпене.

Но пропаганда в Великобритании использовала не только вымышленные новости. Для «очернения» образа Германии за основу брались и реальные события: например, потопление корабля «Лузитания», на борту которой было около 1200 человек, убийство британской медсестры Эдит Кейвелл. Чтобы внушить гражданам, будто бы немцы ― варвары, в СМИ Великобритании их именовали гуннами. Дополнительно к демонизации врагов, применялась и пропаганда собственных успехов. Британские агитаторы приуменьшали военные потери, но преувеличивали даже минимальные успехи военных своей страны.

-3

Пропаганда велась преимущественно через местную прессу. Также на солдат противника с самолётов сбрасывались листовки с агитационными материалами. Главным пропагандистом Великобритании был Лорд Нортклифф. Агитация оказалась весьма успешной: позднее британское правительство сообщало, что именно за счет грамотно построенной пропаганды стране удалось победить в войне. Пропаганда не только деморализовывала врага, но и позволяла держать Германию в изоляции, а также мотивировала британских подданных на активную борьбу с немцами. Ещё одной целью британской пропаганды было втягивание в войну США.

-4

Пропаганда в США

Наиболее успешной была пропаганда в США. В основу данной пропаганды легли давно наработанные коммерческо-рекламные приёмы. Уже в то время рекламой американцы владели в совершенстве, потому пропаганда в основном имела вид ярких лозунгов, слоганов, визуальных образов, невольно притягивающих внимание.

-5

Пропаганда в Российской Империи

В России военная пропаганда работала, но не столь интенсивно, как в других странах. Это объяснялось тем, что грамотного населения, способного читать листовки, было всё ещё мало. Потому пропагандистские материалы чаще всего имели вид лубочных картинок, которые рисовали такие известные деятели как Малевич, Васнецов и Маяковский. Кино в царской России ещё только начинало развиваться, потому его значение в пропаганде не велико.

-6

Правительство наивно полагало, что у каждого жителя Империи имеется «врождённый патриотизм», который стоит только подстегнуть. Только вот война затянулась на годы, а жизнь народа резко ухудшилась. Массовая пропаганда была необходима, ведь население, уже с середины войны, стало доверять различным слухам, но никак не проверенной информации.

Английская пропаганда изображала немцев в карикатурном виде, потому малограмотное российское население было склонно недооценивать противника. Главным сигналом для начала антигерманской кампании была речь Николая II от 4 августа 1914 года. В результате выступления 5 августа в посольстве Германии был учинён погром, в который полиция не вмешивалась. После началась сплошная агитация в журналах и газетах.

-7

СМИ писали о «тевтонской опасности», описывали жестокость немцев по отношению к русскому населению и военнопленным. Агитация была необходима, чтобы донести до населения, за что именно оно идёт воевать: массовое сознание к войне было не готово. Одновременно усилилась и цензура: за высказывания против войны любое издание могли закрыть.

Мой Телеграм тут и ещё несколько интересных статей: