Найти в Дзене
Царьград. Юг

Русского софта не будет: Adobe и Microsoft возвращаются

После начала спецоперации на Украине зарубежные IT-гиганты начали приостанавливать доступ к своим продуктам для жителей России и Белоруссии. Конечно, большинство россиян этого не заметили: пиратство – наше всё, но даже законопослушным «белым воротничкам» пришлось снова ставить себе нелегальные копии Word’а и Photoshop’а, учиться пользоваться торрентами и вспоминать значение жаргонного слова «кряк».

Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.0. правообладатель ПАО СберБанк©
Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.0. правообладатель ПАО СберБанк©

Государство российское, со своей стороны, выделило огромные деньги на разработку отечественных аналогов самого популярного программного обеспечения (ПО), а также ужесточило требования к госзакупкам программ – если есть российские аналоги, следует покупать именно их.

И хотя большинство всё ещё предпочитает бесплатные международные приложения типа Google-документов, в России подняли голову проекты «Мой Офис», «Р7-Офис», AliveColors и другие. Понятно, что функционал наших программ сильно уступает продукции Microsoft и Adobe, разрабатывавшейся десятки лет, но для решения 99% обыденных задач российский софт вполне достаточен.

Видимо, осознав возможность потерять огромный российский рынок, транснациональные гиганты пошли на попятную.

Американская компания Microsoft, ещё в июне собиравшаяся «продолжить сокращение бизнеса в России, пока ничего не останется», уже осенью вернула возможность продлевать лицензии на свой офисный пакет, а под новый год «подарила» и возможность скачивать операционную систему Windows 11, равно как и другие актуальные версии «винды».

А на днях и Adobe, разработчик стандартных де-факто программ для издательского дела, вновь открыл нам возможность загрузки Photoshop, Premiere Pro и других программ. Пока что возможности легально купить их нет, но это обусловлено отчасти и российским законодательством, которое несколько лет назад запретило покупать ПО напрямую у зарубежных производителей – только через отечественных дистрибьюторов. Думается, и здесь постепенно найдут обходной манёвр.

Эта нежданная милость американских монополий – мощный удар по попыткам России обрести информационную независимость. Понятно, что большинство пользователей, в том числе корпоративных, правдами и неправдами будут стараться использовать привычные иностранные программы, чтобы не тратить время на адаптацию к российским. Соответственно, просядет IT-индустрия, и без того изрядно подкошенная массовым отъездом «яйцеголовых» от частичной мобилизации.

И если выбор того или иного софта государственными организациями ещё удаётся контролировать, то у частных корпораций, в том числе с госучастием (вплоть до «Роснефти», «Газпрома», Сбербанка) в этом смысле полная свобода.

Что можно сделать?

Пора ограничить свободу нынешнюю для обеспечения свободы в будущем. Не хотелось бы, чтобы и внуки наши продолжали зависеть от капризов IT-политиканов из Силиконовой долины. Россия достаточно смело закрывает зарубежные веб-ресурсы (LinkedIn, Twitter, Facebook*, Instagram*), не говоря уж о сайтах СМИ – что мешает хотя бы декларативно объявить о желательности перехода на российские программы везде, где это возможно, в том числе в частном бизнесе и при личном использовании? Без немедленных кар, с достаточно – но не избыточно – длинным переходным периодом. Впоследствии – административка, если нет отдельного разрешения.

Не то чтобы «Фотошоп» и «Премьер» следовало приравнять к детской порнографии (хотя они и используются при её изготовлении), но к оружию – вполне. Оружию, направленному против IT-независимости Российской Федерации.

Предупреждаем в Телеграме...