Имя советского и российского сценариста Александра Бородянского не так известно, как фильмы, снятые по его сюжетам. "Курьер", "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх" и дебютный "Афоня" - вот лишь краткий список таких картин. 3 февраля Александр Эммануилович празднует День Рождения, и это прекрасный повод поговорить о том, как создавался главный фильм в его насыщенной карьере.
Нажмите на кнопку, чтобы читать под пенсю из фильма!
Александр Бородянский родился в Воркуте в 1944 году. В 14 лет он впервые увидел военную драму Михаила Калатозова "Летят журавли" и твердо решил, что хочет быть сценаристом. Потом была учеба в киевском строительном техникуме, армия, работа маляром... В 1973-м Александр заочно окончил сценарный факультет ВГИКа в мастерской Ильи Вайсфельда и Веры Туляковой. Тогда у него и родилась идея сценария, позже получившего название "Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2".
Прототипа своего персонажа Бородянский встретил в одном из общественных туалетов. Из мужской кабинки появился незнакомец и спросил у сидевших напротив людей: "Граждане, бумажки ни у кого не найдется?". Все неловко засмеялись, а мужчина зашел в соседний кабинет, написал на листке слово "Ремонт" и повесил его на дверь. Потом объявил окружающим, что "полетел сифон", и, насвистывая, ушел по своим делам. В тот момент Бородянский и понял, каким будет герой истории.
По совету друга Александр отправил готовый сценарий на всесоюзный конкурс. Сам автор сомневался, что сюжет про алкоголика пройдет, но неожиданно получил почетный приз и премию в 1000 рублей. Один из редакторов конкурса показал текст Георгию Данелии, и постановщик сразу захотел его экранизировать.
К тому моменту Александр Бородянский уже подружился с украинским режиссером Леонидом Осыкой ("Захар Беркут") и хотел, чтобы фильм про Борщова снимал он. На Киностудии имени Довженко начали подбирать актеров, и на главную роль был назначен Борислав Брондуков.
Также Бородянскому не нравилось, что Данелия недавно снял неудачную картину "Совсем пропащий", которой даже была присвоена вторая категория. Поэтому, когда Данелия появился и сказал, что хочет ставить фильм про Борщова, Александр не обрадовался. Многие киношники удивились и спрашивали Бородянского: "Ты что, идиот?" Но очень уж не хотелось сценаристу отменять прежние договоренности.
Так или иначе, все решало Госкино, и оно отдало картину Данелии на Мосфильм. Поначалу Осыка обижался на Бородянского и называл его"предателем", но Александр объяснил другу, что лично он против, а приказ есть приказ. И Данелия впоследствии тоже говорил сценаристу:
"Я очень на тебя обиделся, что ты так себя ведёшь. А с другой стороны, наоборот, тебя зауважал, что ты такой принципиальный".
Сценарий был хорош, но Данелии не нравились кое-какие мелочи и чересчур, по его мнению, пессимистичный финал. В исходном тексте Афоня-таки брал билет на случайный рейс и прилетал в незнакомый город, но режиссер сделал концовку жизнеутверждающей. Как итог, более 62 миллионов зрителей и звание одного из самых кассовых фильмов в истории СССР. Но самое главное, что дуэт Данелия - Бородянский подарил русскому кинематографу бессмертную комедию, которую можно бесконечно пересматривать. И это бесценно.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!