Найти тему
1,5K подписчиков

Свободе тоже нужно учить

"Суверенитет - это не то, чем наделяют. В первую очередь суверенитет должен осознаваться его носителем. Вам могут предоставить свободу действий, но никто не сможет вас наградить свободой мысли.

Поэтому самая искусная форма контроля над субъектом - дать ему "истинно верную" мыслительную парадигму. И тогда уже он сам будет делать всё, что от него требуется. При этом будучи полностью убежденным в своей независимости и самостоятельности.

Далее необходимо маргинализовать противоположную точку зрения. И тут уже подмешивается игра на чувстве стыда, когда иметь отличное от условного мейнстрима мнения становится зазорно. Всё это - очень ловкий идеологический капкан. Выбраться из которого крайне сложно даже отдельно взятому человеку, а не то, что целой стране". (К.Двинский)

Удивительно, но решение достаточно простое, и его пытался применить один из самых "известных тиранов ХХ века" И.Сталин. Да-да, "тиран", которому, вроде бы, по статусу положено давить инакомыслие и воспитывать покорную людскую массу.

Ан нет. В 1947 году, т.е. сразу после Великой Войны, в школах был введен предмет "Логика". Детей учили отличать факты от мнений, выстраивать причинно-следственные связи и смотреть на события с разных точек зрения.

Одно из первых действий Хрущева - уже в 1954 году (Сталин умер в 1953) предмет "логика" был из школьной программы удален. И до сих пор не существует.

Сейчас много говорят о реформе школьного образования. Боюсь, что с первой попытки реформа не удастся - слишком много у нее противников, которым не выгодно что-либо менять по самым разным причинам. А когда причин много одновременно, то одним махом с ними справиться невозможно. Увы. Но, может, стоит начать именно с обучения умению думать?

"Суверенитет - это не то, чем наделяют. В первую очередь суверенитет должен осознаваться его носителем. Вам могут предоставить свободу действий, но никто не сможет вас наградить свободой мысли.