Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Один боевой поход подводного аса Отто Кречмера. Выдержки из вахтенного журнала лодки с пояснениями

Это был его 8-й патруль. Давайте посмотрим, как всё это выглядело из центрального поста U-23. Сначала о самой лодке. Вошла в строй в сентябре 1936 года. Была она совсем небольшой, длина 47,1 метра, подводное водоизмещение 328 тонн, погружаться могла до 80 метров. Команда 25 человек, из них 3 офицера.

Имела всего 3 торпедных аппарата и 5 торпед на борту. Так что промахиваться было крайне нежелательно. Могла пройти 1800 миль на поверхности и 35-43 мили со скоростью 4 узла под водой

Итак, открываем вахтенный журнал

-2

Сначала о подготовке к походу.

30.01.40. База подводных лодок в Вильхельмсхафене. Произведена выгрузка торпед.

31.01-01.02. Ремонт и чистка оборудования у пирса.

02.02-05.02. Перешли в плавучий док. Заменена тросовая тяга к носовым горизонтальным рулям. Капитальный ремонт запорной арматуры.

05.02-06.02. Перешли на базу. Загружено 5 торпед G7e (Электрические торпеды калибра 533 мм). Приём экипировки и снабжения.

07.02. В связи с тем, что трубопровод к носовой дифферентной цистерне оказался неисправен, его демонтировали и перевезли в цех для ремонта.

08.02. Перешли из верфи к плавбазе "Донау"

-3

И вот, собственно, начинается боевой поход.

09.02.40 08:25 начат переход от "Донау" на Гельголанд (остров в Северном море неподалёку от немецкого побережья.) Тот же день, 17:00. Пришвартовались в гавани Гельголанда. Личный состав размещён в казарме. Торпеды № Е 2749, Е 2953 заряженны, вентилируются.

10.02. покинул Гельголанд. Пробное погружение. Переход в надводном положении в район операции "Нордмарк" в кильватере за U-57 среди ледяных полей. (Операция "Нордмарк" - попытка соединения немецкого флота в составе линкоров, тяжёлых крейсеров и других кораблей, в том числе и подводных лодок, нанести удар по британскому судоходству между Норвегией и Шетландскими островами в период с 18 по 20 февраля 1940 года. Успеха не имела за исключением подводных лодок.)

11.02. Снова начались ледяные поля. Пробное погружение. Получен приказ экономить топливо в связи с переносом начала операции. Продолжаем движение под одним дизелем или одним электромотором. Дневной пробег 207 миль.

12.02. Совершили погружение. Главный выхлопной клапан дает течь уже на глубине 10 метров. Внутренний клапан герметичен. Вентиляция торпед продолжается. Дневной пробег 168 миль, из них 8 под водой.

13.02. 01:45. Обнаружен шведский грузовой пароход и другое торговое судно со всеми включенными ходовыми огнями. 18:10. срочное погружение, так как обнаружены два маслянистых следа на поверхности воды в направлении лодки, предположительно от торпед. 19:30. Всплыли, переход к юго-восточному побережью Шетландских островов. Дневной пробег 47 миль на поверхности, 28 миль под водой.

14.02 07:40. Погрузился, прорвался в Лакс- и Кэт-Ферт, чтобы атаковать военные корабли, стоящие на якоре.12:35. Во всех четырёх бухтах кораблей не обнаружено. 16:00. Всплыли, чтобы медленно пройти вдоль берега на север и заранее осмотреть Балтасаунд. Замечена летающая лодка старого образца и три патрульных судна с включенными огнями. Дневной пробег 57 миль в надводном положении и 23 в подводном.

15.02. Судов не обнаружено. Перешёл на позицию "Харке Нанни". Дневной пробег 17,5 в надводном положении, 54 в подводном под одним электромотором.

16.02. обнаружил 1 норвежский и 1 датский пароход. Не атаковал, потому что в соответствии с оперативным приказом разрешены только «ценные цели». Суда прошли с включенными огнями и освещёнными флагами. Курс 30°. С 04:00 до 08:00 лежал в дрейфе, чтобы сэкономить топливо.

17:02 00:00. Получен приказ с максимальной скорость двигаться на юг в северную часть прохода Фэр-Айл. 08:00. Погрузился. 11:45. Тяжелый английский крейсер типа Norfolk в поле зрения, пеленг 140°T, угол цели 60°, дистанция 6 морских миль. Держит курс на запад. Из-за слишком большого угла прицеливания и дистанции атака невозможна. Дважды передал сообщение в штаб о крейсере, который явно шел к Пентленд-Ферту, надеясь, что у восточного входа в Пентленд-Ферт его встретят U-19 и U-57. Подтверждения о получении этих сообщений не получил. 18:59. Всплыл. 20:00. Приближается затемнённое судно. Похоже на пароход судоходной фирмы Дж. и О. Моррисон, Лондон, около 5000 тонн. Поскольку судно было полностью загружено и имело орудие на корме, было признано "ценной" целью в соответствии с оперативным приказом. Ушли вперед для атаки. Стрельба из надводного положения с дистанции 300 метров. Промах! Поскольку мы тем временем ушли далеко южнее района боевых действий, начался обратный переход туда.

18.02. 01:07. На юго-западе замечены 2 эсминца. Получили радиосообщение от U-19: Конвой противника в квадрате 1494 держит курс на юг. Переместился на восток, чтобы зайти с тёмной стороны горизонта.

Конвой в составе 20 кораблей шел в 3 подгруппах, по одному эсминцу в каждой группе впереди и на флангах справа и слева. Эсминцы шли зигзагами. Кормовые эсминцы следовали за кораблями прямым курсом. За центром подводная лодка L-класса. Пытаясь проникнуть в конвой с востока и торпедировать большой пароход, идущий в центре, я оказался между двумя левыми эсминцами, поэтому решил атаковать кормовой эсминец. В 03:54 выпустил одну торпеду с 800 метров. Торпеда № Э 2749. На эсминце за первым взрывом последовал второй. Он переломился на две части. Кормовая встала вертикально, а носовая плыла вверх килем. Конвой проследовал дальше, не обращая внимание на эти обломки.

(это был HMS Daring (H 16)

-4

157 человек команды погибли, 5 были позже спасены британской подводной лодкой HMS Thistle (N24).

04:00. Атаковал подводную лодку из конвоя. Промах. Конвой ушёл на юг.

07:55. погрузились под воду.

(В течение всего этого дня наблюдалась большая активность противолодочных кораблей и авиации. Были замечены 2 конвоя, но из-за сложившейся обстановки возможности атаковать не было.)

23.43. Получено сообщение о двух крейсерах, движущихся от Керкуолла. Начал занимать позицию для атаки.

19.02. 01:30.Маневрирую в ожидании крейсеров. 02:35. Обнаружена подводная лодка в зоне видимости на 310°. Расстояние примерно 5000 метров на фоне яркого ночного неба. 02:40 Произведен обмен сигналами опознания с U-19. Она тоже ждёт 2 крейсера. 03:15. В поле зрения видно затемненное судно с пеленгом 0°. Маневрировал вперед. Торговый пароход водоизмещением 5000 тонн того же типа, что и накануне. 04:05 Погрузились. Стреляли с 600 метров. Пароход затонул за 30 секунд. (Это был пароход "Тибертон". Капитан Хью Мейсон и все 33 члена команды погибли вместе с судном)

-5

04:25. всплыли. 06:35. Обменялись опознавательным сигналом с U-22. 08:05. Погрузились. 10:55. Один сторожевой корабль в поле зрения на дистанции 3000-4000 м курсом на СВ. В непосредственной близости сброшены 2 глубинные бомбы. 19:10. Всплыл. 23:45. Радиосообщение: Конвой, отправляющийся из Керкуолла 20 февраля, направляется к квадрату 1480. По радиосигналу с U-19: Один танкер в квадрате 1497, курс 210°, скорость 11 узлов. Взял курс на запад на максимальной скорости, чтобы маневрировать вперед. Танкер в поле зрения не появлялся, продолжил переход на позицию.

20.02 04:00. 6 освещённых патрульных кораблей вокруг . Внешний выход из Стронсей-Ферт. Одно затемнённое патрульное судно, курсирующее у залива Стронсей взад-вперед. 08:00. Маневрируем в подводном положении. Конвоя не видно.

21.02. 19:09. Всплыл. Преследовал большой освещенный пароход, выходящий из Керкуолла, курс 90°, пароход шел со скоростью 11 узлов. 20:00. Приказ по радио: квадрат 1643, дрейфует большое грузовое судно. Нанести окончательный удар. Погнался за пароходом. 20:30. Взял курс на Керкуолл, к берегу, чтобы перехватить пароход, который должны были отбуксировать в Керкуолл. 21.30. , Море 3 балла, пасмурно, хорошо виден маяк Копенсей, 250 °, горит с правильными интервалами. Прошло предполагаемое патрульное судно с огнями.

22.02. 00:45. В поле зрения дрейфующий пароход. 00:56. Обмен сигналами опознавания с U-57. Выпустили торпеду с 330 метров. Попадание в центр парохода. Он ломается на две части. Пароход был около 7000 тонн (6 люков). Патрульное судно, проходящее мимо на расстоянии 1 морской мили с огнями взрыва не замечает. (Это был пароход "Лох Мэдди"

-6

Он отстал от конвоя и был поражён торпедой лодки U-57 Клауса Корта в машинное отделение. 4 человека погибли, пароход потерял ход, но не затонул. Команду сняли, а судно осталось дрейфовать. Носовая часть после атаки Кречмера затонула, а кормовую с грузом древесины позже отбуксировали к берегу.)

Поскольку все торпеды были израсходованы, 22.02 в 01:45 лодка легла на курс в базу. Однако переход дался не так просто. Поскольку внутренний выхлопной клапан тоже стал негерметичным, уже на 16 метрах глубины забортная вода поступала в лодку. В итоге масло обводнилось до 4%. Упорный подшипник вала правого борта стал нагреваться до 100 градусов. Левый вал пришлось отключить совсем. На одном дизеле лодка едва делала 7 узлов. 25.02 в 11:45 лодка пришвартовалась к плавбазе "Донау". После этого лодку на буксире отправили в Киль на ремонт, куда она прибыла в 19:00 28.02.40.

Карта похода:

-7

Вот так, довольно нудно выглядит подводная война, я ещё пропустил массу различных записей навигационного порядка и радиообмена. U-23 летом 1943 года в полуразобранном виде перевезли на Чёрное море, где ею было потоплено 3 корабля (478 тонн) и повреждено 2 корабля (1061 тонна). В сентябре 1944 года затоплена своей командой у побережья Турции.

Отто Кречмер по прозвищу "Молчаливый Отто" попал в плен 17 марта 1941 года после потопления его U-99. Однако в течение всей войны никто не смог превзойти его по количеству потопленных и повреждённых кораблей и судов. Он возглавляет список самых результативных командиров подводных лодок. Всего потопил 46 судов общим водоизмещением 273 тыс.т. и повредил 6 судов водоизмещением  38 тыс. т.

-8

Отсидев в плену 6 с половиной лет, ( может, поэтому и остался в живых) он вернулся на родину, служил в Бундесмарине и умер в возрасте 86 лет.

*****

О том, как сдавались немецкие подводные лодки и как их команды жили в плену, в том числе и Кречмер:

Немецкие подводные лодки тоже сдавались в плен
Как пленные немецкие подводники пытались убежать из Канады. На подводной лодке, конечно

Пленные немецкие подводники со свастикой на спине

Как немецкая подводная "волчья стая" могла загрызть 20 судов конвоя из 30

.................................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь