Все упирается в эти удивительные строки из послания апостола Павла:
«Всегда радуйтесь.
Непрестанно молитесь.
За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». 1 Фес. 16-18.
Что, прежде всего, стоит заметить: апостол Павел подчеркивает важность своего призыва тем, что на это есть прямая воля Божия.
Значит, все это отнюдь не «чрезмерно» и не превышает человеческие возможности, ибо Бог не давал бы повелений, идущих вразрез с человеческими возможностями.
Однако эти слова сколь удивительные, столь и кажущиеся чрезмерными и неподъемными даже для благого человеческого изволения.
То есть: и захочешь – и не сможешь.
Не случайно, что по этому поводу много было разного рода дискуссий и написаны целые тома христианской литературы.
Подключился к этой дискуссии и знаменитый богослов VII века св. Петр Дамаскин.
Вот что он замечает предварительно:
«Апостол говорит: непрестанно молитеся, т.е. учит, чтобы иметь памятование о Боге во всякое время на каждом месте и при всякой вещи».
Вот – уже легче.
Св. Петр Дамаскин как бы чуть снижает планочку и делает нам снисхождение, сводя непрестанную молитву к непрестанной памяти о Боге.
Что ж есть разница! Но она не столь существенна, как может вначале показаться.
Просто потому, что иметь постоянную память о Боге тоже не менее сложно, чем непрестанно молиться Ему.
Для этого нужно иметь постоянное неравзвлеченное внимание, чтобы не упускать из его содержание памятование о Боге.
Разве это просто?
Но св. Петр Дамаскин и тут приходит нам на помощь.
Посмотрите, как тонко и умно он нам советует, как нам использовать все приходящее нам на ум, все видимое, слышимое и воспринимаемое – не для развлечения, а для той же самой памяти о Боге:
«Если ты что-нибудь делаешь, должен иметь в памяти Творца вещей; если видишь свет, помни Даровавшего тебе оный; если видишь небо, землю, море и все находящееся в них, удивляйся и прославляй Создавшего оные; если надеваешь на себя одежду, вспомни, чей это дар и, благодари Промышляющего о твоей жизни».
И ведь – как просто и как хорошо!
Просто настолько, что напоминает инструкции ребенку в детском саду.
В нейропсихологии это называется – выстраивание нейронных ассоциативных цепочек.
То есть, чтобы от всего видимого, слышимого и делаемого в нейрончиках той же памяти выстроить «синоптическую» связь с понятием о Боге.
И тогда – действительно! Задача постоянного памятования о Боге значительно упрощается.
Ведь действительно в окружающем мире нет ничего, что нельзя было бы возвести в конечном счете к Богу. Ибо все было когда-то Им сотворено.
Мало этого, даже искажения, повреждения этого творения вполне могут нам напоминать о благом промысле Творца, искаженного и поврежденного людьми.
Видим ли мы погибающую природу, экологические проблемы и бедствия, жуткие картины людской злобы даже ужасающие картины военных действий, уродующих землю и убивающих людей – и это тоже повод задуматься о Боге.
Причем, обратите внимание, что последние отрицательные поводы – это же есть поводы к молитве.
К молитве за исправление всего изначально хорошего и прекрасного, созданного когда таковым Богом.
Так незаметно замыкается круг. И мы от постоянного памятования Бога незаметно перейдем к постоянной молитве. А от постоянной молитвы уже один шаг до постоянной радости.
Да, той радости, которая уже не смущается видимыми нестроениями, ибо за ними прозревает благую руку Божью, которая действует даже через них и, в конечном счете, даже плохое направляет к Своим благим целям.
И Петр Дамаскин тоже замечает:
«Кратко сказать, всякое движение да будет тебе причиною к памятованию и прославлению Бога, и вот ты непрестанно молишься, от сего всегда будет радоваться душа твоя».
А от радости уже даже нет принуждения к постоянному благодарению.
Эта благодарность автоматически из нее вытекает и достойной короной завершает глубочайшие призывы апостола Павла:
- всегда радуйтесь!
- непрестанно молитесь!
- за все благодарите!
Аминь!