Найти тему
Доктор на завалинке

Страсть к переименованиям или прогулка по Сакко и Ванцетти

Вроде февраль, вроде до весенних обострений ещё целый месяц, казалось бы, можно жить спокойно, но нет саратовским властям покоя, так и тянет их переименовывать уже переименованное. Я уже писала, как осенью, буквально за несколько дней, проспект Кирова был переименован в проспект Столыпина, при том, что в городе уже есть проезд и улица, названные именем бывшего саратовского губернатора. Причём переименованию придали вид демократических выборов - объявили всенародное обсуждение. Вот только длилось оно меньше недели и других вариантов названий не включало.

А сегодня я узнаю, что одну из самых центральных и одну из самых старых улиц - имени Сакко и Ванцетти переименовали в Дмитриевскую, переименование произошло за один день и без всяких референдумов. По непроверенным слухам, инициатором смены названия стало саратовское духовенство. Улица берёт своё начало от стадиона "Динамо", которое построено на месте разрушенного в 1932 году Александро-Невского кафедрального собора. Строительство Собора было начато в 1812 году в честь победы над наполеоновскими войсками, завершено в 1815 году и значительную часть денег на его строительство выделила саратовская благотворительница Мария Фёдоровна Дмитриева. Из личного состояния она пожертвовала 200 000 рублей, деньги фантастические по тем временам. Возможно, если бы мой супруг, как и супруг Марии Фёдоровны, руководил саратовским казначейством, я бы тоже отгрохала в Саратове нечто эпическое. Я бы поставила памятники учителям моих детей, восстановила авиационный завод и отремонтировала все окошки Фальконе.

В честь благотворительницы маленькая тихая улочка в центре города была названа Дмитриевской.

В период богоборчества Собор был взорван вместе с тремя священнослужителями, отказавшимися покинуть Храм. 15 лет руины взорванной церкви находились в самом центре города, в годы Великой Отечественной войны обломки от Собора размещали на крыше Консерватории, что бы сбить с толку фашистских лётчиков. Зачем тратить боеприпасы на руины? Так мы, саратовские хитрованы сохранили одно из красивейших зданий города.

После войны завалы разобрали и на месте Собора построили стадион "Динамо". Стадион пользуется в городе не очень хорошей репутацией, потому что на нём происходят всякие несчастные случаи во время спортивных занятий. А ещё, в туманные дни на стадионе можно видеть призрачные фигуры трёх священников, не покинувших Храм, : один с крестом, второй с троеперстием, третий с Хоругвью. Они ходят по кругу, по беговым дорожкам стадиона, продолжая нести свою службу.

Поговаривают, что стадион хотят снести, а на его месте вновь воздвигнуть Александро-Невский собор, и что переименование улицы Сакко и Ванцетти - только первый шажочек на этом пути.

В последствии имя благодетельницы подзабылось, на улице Дмитриевской расположились усадьбы богатых дворян города, и улица стала называться Дворянской, то Большой, то Малой.

В 1911 году её хотели переименовать в улицу Льва Толстого, но из-за того, что опальный граф был предан анафеме, эту идею отвергли, а назвали её Большая Кострижная из-за того, что на улице валялось много костриги - отходов от производства пеньки. На улице тогда располагались артели, делавшие верёвки из льна и конопли.

В августе 1927 года, сразу же после казни американских рабочих итальянского происхождения, всколыхнувшей рабочее движение по всему миру, улица получила имя Сакко и Ванцетти в честь невинно убиенных.

На этой улице жил и работал Михаил Булгаков, здесь в индустриальном техникуме учился Юрий Гагарин, а самым красивым зданием улицы и города является аптека Александра Фридолина.

Про эту коротенькую улочку, длиной всего 1005 м, протянувшуюся от от стадиона "Динамо" до Крытого рынка, так же, как и про Бахметьевскую, можно рассказывать три дня, столько интересных, трагичных и героических историй происходило на ней. Я обязательно расскажу их вам, а пока у меня всего два вопроса.

Первый. Нашей, саратовской улице Сакко и Ванцетти в 1948 году Константин Симонов посвятил пронзительные стихи. Я хочу спросить у инициаторов переименования, эти стихи вызывают ком в горле только у меня?

Давным-давно в приволжском городке
Табличку стерло, буквы откололо,
Стоит все так же там, на уголке,
На Сакко и Ванцетти наша школа.
Давным-давно в приволжском городке Табличку стерло, буквы откололо, Стоит все так же там, на уголке, На Сакко и Ванцетти наша школа.

И второй вопрос. Почему Дмитриевская? Если уж восстанавливать историческую справедливость, за которую так ратуют наши переименователи, предлагаю сохранить все исторические названия всех-всех-всех улиц нашего города.

Я прямо вижу эту чудную картину : подъезжаю я на 15 троллейбусе к Крытому рынку и водитель объявляет : " Следующая остановка Дмитриевская - Большая Дворянская - Малая Дворянская - Льва Толстого - Большая Кострижная - Сакко и Ванцетти - Александра Фридолина - Михаила Булгакова - Юрия Гагарина", оп, а я уже в Ленинском районе!

И мне очень хочется напомнить слова Константина Симонова:

Нет, судьи из Америки едва ли

Дождутся, чтоб мы в городке своем

Ту улицу переименовали!

А в честь улиц и площадей вашего города сложены стихи?