Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины/68. "Декабристы" на ходовых испытаниях - может случиться всё!

Создание любого сложного объекта сопряжено с решением огромного количества технических задач и проблем, и здесь многое решает опыт, подготовка, техническое "чутье" конструкторов. Правда, не всегда всё это бывает у людей, перед которым ставится сложная задача. Здесь можно сказать, что в 20-30-е годы ХХ именно такие задачи ставились перед советскими конструкторами и инженерами, когда создавался советский флот.

Одним из ярких примеров доведения до "кондиций" первых советских кораблей является создание "первенцев" советского подводного кораблестроения - подводных лодок типа "Д". Как известно, по разработанному проекту было решено строить шесть подводных лодок, причем три - на Балтике, и три - на Черном море. И вот, когда строительство первых кораблей было на завершающем этапе начались проблемы. Весной 1930 года группа конструкторов подводной лод­ки I серии, типа «Д»: Б.М.Малинин, К.И.Руберовский и П.И.Сердюк, срочно выехала на Черное море, но не на курорт и не с целью отдыха.

Малинин Борис Михайлович
Малинин Борис Михайлович

Дело в том, что 16 и 22 марта 1930 года при пробном погружении в доке совер­шенно неожиданно и непонятно повела себя подводная лодка «Д-4» «Революционер» - головная из трех ПЛ типа «Д» строившихся на заводе им. А. Марти (г.Николаев). Обнаружилось стремление лодки крениться в момент за­полнения балластных цистерн, причем крен достигал 7 градусов и продолжал увеличиваться. Вот черноморцы и пригласили кон­структоров, "создателей подводной лодки", приехать и разобраться. Получилось так, что "николаевс­кая" лодка опередила в строительстве головную «Д-1» на Балтике, которая строи­лась на ленинградском заводе № 189 и испытания её ещё не начались. Вот и решили разобраться с проблемой, чтобы не повторять ошибок, надо было узнать, почему появляется крен и насколько он опасен. В принципе - разумное решение.

Подводная лодка Д-4 "Революционер", уже в Стамбуле
Подводная лодка Д-4 "Революционер", уже в Стамбуле

Сразу же, в день прибытия было решено провести пробное погружение и ситуация повторилась. Рисковать дальше не стали, главный конструк­тор проекта Б.М.Малинин распорядился немедленно пре­кратить испытания, и дожидаться достройки «Д-1», на ко­торой планировал провести серию опытных погружений. Прошло два месяца. «Д-1» перевели в Кронштадт, где 14 июня 1930 года провели пер­вое погружение в доке им. Митрофанова. И здесь всех ждало серьезное разочарование - едва открылись кинг­стоны, и балластные цистерны начали наполняться водой, почти сразу лодка дала крен около 4 градусов на левый борт. Причем, чем больше воды поступало в цистерны, тем больше нарастал крен. Кингстоны срочно закрыли, цистерны главного балласта про­дули воздухом низкого давления, и крен пришёл к 0°.

В попытках найти причину решили не заполнять все балластные цистерны сразу, а ограничиться приемом воды только в две - № 2 и № 5, расположенные на одинаковом расстоянии от миделя. Но как только открыли кингстоны этих цистерн, у лодки появился крен около 1,5° и опять на левый борт. Было решено от­крыть клапаны вентиляции этих цистерн, но при этом крен увеличился до 13°. Лодка продолжала крениться влево, а устойчивое по­ложение она заняла, лишь достигнув крена в 18°. Попытки откачать воду из цистерны пресной воды левого борта и тем самым исправить положение привели к совершенно обрат­ному и неожиданному эффекту. Начав выравниваться, крен даже дошёл до 0 градусов, а затем лодка стремительно по­валилась и легла на правый борт. Крен дошёл до 21°. Люди, наблюдавшие пробное погружение с надстроек дока, виде­ли как субмарина резко повалилась сначала на левый, а за­тем, ещё с большим ускорением, на правый борт и только стальные швартовы удержали корпус лодки от дальнейше­го опрокидывания. Выходит, что проблема так и не ушла!

Подводная лодка Д-1 "Декабрист" на Балтике
Подводная лодка Д-1 "Декабрист" на Балтике

Для выяснения причин этого явления 13 марта 1930 г. в НТКМ было созвано совещание, в работе которого принимали участие А.Н.Крылов, П. Ф. Папкович, Ю.А.Шиманский, А.Н.Щеглов, П.И.Сердюк (член Комиссии наблюдения при Балтийском заводе) и Б.М.Малинин. В ходе обсуждения было высказано несколько версий, в итоге причина этих "загадочных явлений" всё же была разгадана. Проблема заключалась в общей вентиляции балластных цистерн ЛБ и ПБ. В цистернах № 2 и № 5 проис­ходило переливание воды с одного борта на другой (соот­ветственно в цистерны № 1 и № 6) благодаря тому, что трубы вентиляции обоих бортов при закрытых клапанах вентиляции имели постоянное сообщение между собой-воздух переходил с одного борта на другой в направле­нии обратном переливанию воды. Здесь впервые появи­лась идея раздельной вентиляции, которая бы исключала переход воздуха с одного борта на другой при перелива­нии воды в цистернах.

Для устранения указанного дефекта на лодках I серии установили специальные клапаны с раздельной вентиля­цией бортовых цистерн при открытом их положении. Раз­дельная вентиляция обеспечивает не только заполнение и осушение цистерн без крена, но и плавание в море с от­крытыми кингстонами. При этом не происходит перелива­ния воды с борта на борт: если в один из бортов поступает больше воды, чем в противоположный (например, при кач­ке), то избыток воды сжимает воздух в цистерне и воздуш­ная подушка препятствует дальнейшему поступлению воды. Помимо этого, для уменьшения верхнего веса сняли кормовой шпиль, а на лодках Балтийского завода так же разместили в ограждении рубки семь цистерн плавучести. Позже, при модернизации ПЛ, в связи с установкой нового ограждения рубки, эти цистерны плавучести сняли. Они оста­лись только на «Д-5» и «Д-6», которых не успели капиталь­но отремонтировать до начала войны. Казалось, что теперь всё хорошо, и скоро советский флот получит новые подводные корабли, но были и другие дефекты...

Подводная лодка Д-1 "Декабрист", 1939 год
Подводная лодка Д-1 "Декабрист", 1939 год

Те же летом, в июле 1930 года, при первом погружении «Де­кабриста» в море, когда лодка подходила к назначенной предельной глубине (90 м), неожиданно раздался сильный удар снизу. Как говорится, "на глубине в 90 метров снизу постучали". Но это был не удар о подводный объект.

При этом лодка потеряла плавучесть и упала на грунт, на глубине 103 метра, превышающей предельную для этого типа лодок. При осмотре отсеков и оборудования было обнаружено, что цистерна бы­строго погружения, которая была пустой, самопроизвольно за­полнилась водой. Как оказалось, забортным давлением отжало клапан (кингстон) цистерны, и вода под большим давлением ворвалась в нее, что сопровождалось гидравли­ческим ударом. Лодка, применив аварийное продувание, всплыла и возвратилась в базу.

При осмотре клапана в доке не было обнаружено каких-либо отклонений в его действии. Но было очевидно, что примененный на цистерне быстро­го погружения клапан с прилеганием его тарелки к гнезду изнутри не годится для глубоководных лодок. То есть клапан открывался во внутрь, и на глубине его отжало большим забортным давлением. Были созданы новые кингстоны, которые открывались наружу и в закрытом положении прижимались к седлам забортным давлением воды. "Тарелки" новых кингстонов имели резиновые уплотнения для лучшего обеспечения герметичности в закрытом положении. Также были проблемы с клинкетами выхлопа дизельных дви­гателей - из-за нагара, который образовывался на их зад­вижках, клинкеты закрывались не до конца и давали течь.

Во время испытаний, первенец отечественного подводного судостроения, подводная лодка «Декабрист» (I серии), кроме проблем с вентиляцией цистерн, преподнесла своим ис­пытателям ещё один неприятный сюрприз. Причем там, где его совсем не ждали.

Подводная лодка Д-2 "Народоволец", подводная лодка-музей
Подводная лодка Д-2 "Народоволец", подводная лодка-музей

Помимо традиционного и привычного всем надводного якоря типов Холла или Матросова, которым оснащены прак­тически все плавсредства, на «Декабристе» был предусмот­рен и подводный якорь - свинцовый, в форме гриба. Якоря подобной конструкции обладают очень большой удержива­ющей силой, почему и используются для удержания на мес­те плавучих причалов, маяков, буёв, бакенов и т. п. Нет данных по какой причине его решили использовать на "Декабристе", но конструкция этого якорного ус­тройства в данном конкретном случае оказалась неудачной.

И однажды, при опробова­нии его, привела к необычной, курьёзной ситуации. Когда подводная лодка становилась на якорь на глубине 30 м (при глубине места 50 м), якорный трос, приме­нявшийся здесь вместо обычной якорной цепи, соскочил с барабана, и его заклинило (как оказалось, между бараба­ном и кронштейном его оси). В результате «Д-1» оказался буквально привязанным ко дну, ибо теперь, чтобы оторвать­ся, необходимо было преодолеть сопротивление быстро за­сосавшего якорь илистого грунта, вес столба воды, давив­шего сверху, и, конечно же, вес самого якоря. Плавные рывки, чтобы не причинить лодке больших неприятностей, когда, опустившись ниже 30 м, пытались тут же всплыть, ни к чему не привели. И только большая порция воздуха, посланная в носовую балластную цистерну, позволила лод­ке вырваться из плена. Но как! «Декабрист» практически выпрыгнул на поверхность с дифферентом в 40° (!), что намного превышало принятые в то время нормы, по сути совершив современный маневр "прыжок дельфина". Кстати, грибовидный якорь на лодках типа «Д» всё же сохрани­ли, только подводники предпочитали им не пользоваться.

Подводная лодка Д-2 "Народоволец"
Подводная лодка Д-2 "Народоволец"

Самое главное, что все эти происшествия обошлись без жертв среди экипажей субмарин. Но жертвы случившегося все таки были, (. 27 июля 1930 года Б.М.Малинин был арестован и обвинён во вредительстве и приговорён к высшей мере наказания. То есть как раз в то время как шла отладка этих подводных лодок, причем успешная. Вместе с Малининым были арестованы и С.А.Базилевский, и Э.Э.Крюгер. К счастью, высшая мера наказания была заменена на 10 лет в исправительно-трудовых лагерях, а через два года инженеров перевели в "шаражку" - Особое техническое бюро экономического управления при полномочном представительстве ОГПУ в ЛВО при Балтийском заводе, где они и работали.

У судьбы порой странные повороты, (

Источники: Подводные лодки в русском и советском флоте/Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г.- 384 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.;Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин.- СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900-1950)/ В.Н.Половинкин, Б.А.Барбанель, С.В.Федулов, А.Б.Фомичев - СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2019. - 368 с.; материалы сети Интернет.

Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента.