Спойлер: с большим трудом.
Мы привыкли, что учебный год начинается исключительно 1 сентября. Ок, ну второго, если первое число раз в 10 лет выпало на воскресенье. Всё, других вариантов нет. 1 сентября в школьном дворе (ну или в случае ливня в актовом зале, и то не факт) беззубые первоклашки с огромными букетами, в парадной форме, с ранцами за плечами, будут жаться к учительнице с табличкой “1 Б” ( и прочими буквами, так в Москве мой ребенок учился в “О” классе, и это был не последний по алфавиту). Старшеклассники будут стоять в стороне и их взгляд будет выражать вселенскую скорбь. Бодрая завуч или педагог организатор будет желать в “Добрый путь”, а родители малышей смахивать слезу. Потом гимн. Колокольчик. И 4 четверти с ожиданием каникул.
Так вот в Германии оказалось всё по другому. Для начала учебный год в каждой земле (области) начинается по своему. Например в 2023 году раньше всех учебный год начнётся в Северном Рейн-Вестфалии (7 августа), а позже всех в Баварии (11 сентября). В прошлом году в нашей земле, учебный год начинался 5 сентября. Но что там происходило в первый день - мы не знаем. Наш ребенок в школу не пошел.
Нет-нет, вы не подумайте, я не отправила ее на заочку в российскую школу (хотя, не скрою, желание такое было). На это было несколько причин:
- наша школа по месту жительства, не предоставляла такую возможность совсем.
- еще несколько школ хотели, чтобы раз в полгода мы приезжали на очную аттестацию
- был прекрасный вариант, где все уроки - заочно, аттестация он-лайн, пользование он-лайн библиотекой, возможность широкого выбора дополнительных предметов, но от него меня отговорил муж.
Он категорически был против заочного образования в российской школе. Потому что по немецкому законодательству, ребенок зарегистрированный в стране, обязан учиться очно в немецком учебном заведении. Не знаешь язык - научим и отправим в интеграционный класс. Не можешь/не хочешь? Заставим - выпишем родителям штраф за неисполнение обязанностей. Получается 5-6 часов она должна была учиться офф-лайн со сверстниками, а потом, приезжая домой, дистанционно. “Жить то когда?”
Яжмать во мне, в этот момент бунтовала по полной: А как же русский язык и литература? А сочинение и изложение на 3 листа каждую неделю? А что если мы вернемся через полгода? А если к 9 классу? А как в институт поступать? Так много вопросов, и так мало ответов. Муж встал на позицию Скарлетт О’Хара: “Мы подумаем об этом завтра!” Так что российские школы остались на Родине.
Учебный год неумолимо приближался. Точнее, он повис над нами Дамокловым мечом, сразу, как мы прошли таможенный контроль. Школьный вопрос делал нас расторопными и готовыми идти на компромиссы в квартирном вопросе. Поэтому, когда на горизонте мелькнула фраза: “Вы можете заезжать и начать оформление регистрации в середине августа” - для нас это была решающим пунктом в выборе квартиры.
И вот мы начали процесс переезда из отеля в квартиру, сборку мебели, и поиск термина (“окна”) для регистрации по месту жительства. Потому что отсутствие “прописки” не давало возможности зарегистрировать нашу школьницу в местном управлении образования, и соответственно они не могли начать поиск школы. Но мы то - русские люди, точно знаем, что все можно решить на личной встрече. И мы - муж со знанием английского, я без языковых талантов, улыбчивый школьник с минимальными познаниями немецкого, и активная четырехлетка - пошли по средним школам города.
Тут еще одна пояснительная бригада нужна. В школьном образовании в Германии просто так с наскока не разберешься, но я попробую (а если что-то перепутаю, то меня можно поправлять в комментариях).
Начальная школа. Дети идут в первый класс с 6 лет. И учатся там с 1 по 4 класс (иногда по 5ый). Не говорящих по немецки детей, так произошло со многими нашими релокантами, сажают в класс по возрасту, где они втягиваются в процесс. Первый класс - вообще схож с подготовительной группой детского сада, наши дети там скучают, особенно на математике, но вливаются в среду. Плюс у них есть 2 часа дополнительного немецкого. Берут всех по месту жительства и без танцев с бубнами.
Средняя школа. Тут начинаются сложности. Потому что после началки, детям дают рекомендации куда поступать. Есть три типа школ - гимназии, реальные школы и средние. В средние идут дети с плохими знаниями, низкой мотивацией. Их задача просто досидеть до 9 класса, сдать немецкий, математику, иностранный и пойти с миром из школы самостоятельно строить свою жизнь. Возможно получить низко квалифицированную специальность. В реальные школы идут дети со средними показателями, кто по каким-то причинам не дотягивает до гимназий, но они учатся до 9го, часто в стенах школы выбирают предметы, на которые будет делаться дополнительный упор для будущей профессии, сдают экзамен и могут либо пойти учиться дальше, либо уйти в профессиональные образовательные учреждения. Ну, и конечно, гимназии. Тут, все как у нас. Только они еще и профильные.
Старшая школа. Путать тут никого не буду, но смысл в том, что если ты отучишься в этих классах в гимназии, то ты претендент на место в ВУЗе. Я сильно не вникала. Моей рано.
Моей нужно было попасть в 5ый класс средней школы. Конечно, желательно, не реальные классы. На гимназию, мы даже не настраивались. И плюс нам нужно было место в интеграционном классе. В связи с последними событиями в нашем городе довольно много беженцев из разных стран, плюс исторически сюда часто приезжают иностранцы для работы, многие с детьми. То есть в нашем городе не падают в обморок, и умеют работать с неязыковыми детьми.
И мы семьей пошли в школы. А у меня в голове начали всплывать флэш-бэки прошлой учительской жизни.
Накануне 1-го сентября в еще тихих стенах школы пахнущей свежей краской, числа 29-30 августа, возникали родители. Они были предельно милы и учтивы. Казалось, еще чуть-чуть и они перейдут на “Изволите-с! Не сочтите-с, за труд! Милостивый государь и государыня!”. Мы уже с порога всё про них знали. Они точно живут, практически в соседнем от школы доме, у них несколько детей, чаще трое. И они очень хотели устроить ребенка в 1,2, 3…11 класс. Но чаще первый. Они расшаркивали ножкой, поправляли челку ребенку и дав ему чуть ниже спины “Не сутулься!”, рассказывали, какое “золото” готовы передать под надежное учительское крыло. Но, тут как нельзя лучше подходят слова одной известной песни: “ А уже всё, всё, всё, всё, а надо было раньше говорить о том, о сём” Мест нет. Совсем. И даже 31-ым в класс мы посадить не можем. Потому что у нас 30 комплектов учебников. И парт 30. И стульев. И даже если вы в управление образования пойдете, ничем не сможем помочь. Да, и то, что вы живёте в соседнем доме, к сожалению ни на что не влияет. И у меня где-то внутри поднималась волна осуждения: “Ну, где вы раньше то были? Откуда вы такие беретесь???”
И вот за 4 дня до начала учебного года мы стоим на пороге первой школы. Заходим в кабинет секретаря, и муж на английском начинает объяснять нашу ситуацию. Секретарь школы задает вопросы (на английском чистейшем, как будто мы не в Германию, а в Лондон прилетели), приглашает учителей, директора. Они хором начинают извиняться, что у них мест нет, все укомплектовано, “Ну где же вы раньше были?”, но без прописки и отмашки управления образования они нас взять не могут. Начинают выписывать адреса других средних школ, звонить директорам. Объяснять нам как проехать. И мы едем в следующую, и ситуация повторяется. “Мест нет, но вы держитесь!”
В итоге утром 5-го сентября бодрые немецкие дети с рюкзаками в шортах и на велосипедах мимо нашего дома ехали учиться. Моя подростка сидела дома. Регистрацию прописки нам назначили, только через неделю. Выйдя из немецкого “МФЦ” с заветной бумажкой, мы сразу начали звонить в управление образования. Где получили стандартный немецкий ответ:
- Ок. Ждите. Мы вам позвоним.
И мы немного подождали. А потом еще немного подождали. Стали нервничать. И именно в этот момент пришел ответ, что нам дали место в интеграционном классе математической гимназии. Это была одна из лучших по рейтингу школ. Гимназия. (тут просто ангелы в моей голове пели неземными голосами). Математическая. Школа отзвонилась и назначила нам приём документов на вторник, еще через неделю. Но, это же ничего страшного. Подумаешь, третью неделю ребенок дома сидит, пока сверстники учатся. А за сутки до этого “крестового” похода, управление образования прислало письмо, что нам сменили школу.
Па-ба–ба-бам. Па-ба-ба-бам. Людвиг ван Бетховен ворвался в нашу жизнь. Школа - тоже гимназия. Но гуманитарная. Ехать до нее почти час. Школьного автобуса нет. Бассейна при школе тоже. Математический кружок или кружок программирования? Ничего. Но зато у них было целых 2 интеграционных класса. И одно свободное место.
Так спустя почти месяц, после начала учебного года, моя дочь всё же пошла учиться. А что такое интеграционной класс и с чем его едят, как ей там живётся и о конфликте на национальной почве, расскажу в следующей серии.