Анализируя многочисленные прогнозы на 2023 год сложно не согласится с тем неприятным фактом, что в мире на данный момент есть всего один активный глобальный игрок - западная элита с её острием в лице ультраглобалистов. Все остальные участники игры только отвечают на их действия, реагируют на их вызовы, решают с тем или иным успехом создаваемые ими проблемы. И так по всему миру. Ни Россия, ни Китай, ни тем более кто-то другой активными игроками с глобальными амбициями пока не стали и не факт что станут в обозримом будущем, поэтому все прогнозы на данный момент сводятся к попыткам предугадать действия одного субъекта - транснационалов. Варианты их возможных шагов недавно очень полно озвучил Андрей Юрьевич Школьников.
"Весь 20-й и 21-й годы транснационалы пытались укрепиться на той вершине, которую заняли до этого, удержать её. Плюс сделать её максимально крепкой, фактически отстроить заново, сбрасывая всех остальных. Они решали свои текущие задачи, пытались построить свой вариант будущего, плюс разрушали стратегии противников. 2022 год был интересен тем, что они перестали строить будущее. То есть ресурсов на то, чтобы пытаться построить что-то долгосрочное уже не осталось - они решают текущие задачи и они пытаются мешать другим. Весь 2022 год разговоров о будущем не было. В конце 2021 года последний раз серьезно говорили об инклюзивном капитализме, о борьбе с глобальным потеплением. Всё, это тема ушла, сейчас идет именно чудный увлекательный разговор о том, чтобы не допустить стратегий противников и удерживать свои позиции. Они рассыпаются. Гора, на которой сидит Царь горы расползается: тут кусок обвалился, тут просела, высотой уменьшилась - она перестала быть такой значимой и интересной, не все уже хотят туда залезть, многие говорят «давайте пусть она уже распадется».
А в 2023 году ситуация будет ещё веселее - ресурсов на то чтобы одновременно разрушать чужие стратегии и пытаться удержать своё у корпоратов, у фининтерна не будет. То есть нужно будет лавировать еще больше, еще серьёзнее. Сложность любых прогнозов сейчас заключается в следующем: то что раньше было постоянным, было константой, то что раньше невозможно было изменить - сейчас стало допустимо. Там, где раньше было жесткое условие «это невозможно, потому что нарушает очень многое», сейчас лежит открытая дорога и количество решений, на которые могут пойти корпораты, увеличилось в разы. С точки зрения долгосрочной стратегии ничего принципиально не меняется: какие были варианты, такие и остались, но с точки зрения развития конкретного текущего события или отдельной ситуации - всё изменилось очень серьёзно и прогнозировать стало практически невозможно. Там где раньше было 4-5 - сейчас 15-20 вариантов развития событий, любые из них могут произойти и готовым надо быть к любым."
(Это основные возможные "сюжетные линии", в список не входят события второго порядка, такие как, например, конкретные военные атаки или применения вооружений)
1. Первое, с чего нужно начать это наверное уже традиционный вариант - уничтожение микроэлектроники на Тайване, и теперь туда добавляется еще Южная Корея. Под соусом «чтобы это не досталось Китаю». Фактически это запуск технологической катастрофы в мире. Самый простой ее вариант через удар по Тайваню: это может быть тактическое ядерное оружие или какие-то другие варианты, может начаться провокация активной войны, но смысл в том, что микроэлектроника в мире начинает рассыпаться, вся отрасль начинает очень сильно фрагментироваться, а с ней вместе и вся остальные экономика. Это сценарий, который можно открыть довольно просто.
2. Следующий вариант - война в Персидском заливе. Она неприятна тем, что это не кратковременная блокада поставок углеводородов на мировой рынок, это уничтожение всего комплекса. То есть теоретически мы можем увидеть удары ракетами по объектам. Нефть и газ персидского залива перестают поступать на мировой рынок. Последствия понятны.
3. Следующий вариант - обрушение долины пирамид. Как естественный, так и управляемый процесс в формате кибершторма. Следствием этого будет введение внутреннего доллара США , это, соответственно, запуск печатного станка и гиперинфляция - это всё единый комплекс, единый сценарий.
4. Европа. То что уже сейчас началось как экономический кризис при небольшом усилии вполне возможно превратить в социально-экономическую катастрофу в Европе, на год-два раньше чем оно могло быть. Запустить такой сценарий не так и сложно: навести беспорядок на территории Европы, усилить конфронтацию, или, например, спровоцировать Польшу на военные действия в украинском конфликте. (Когда инициатором конфликта является страна НАТО, автоматически не вступает в действие протокол о защите, поскольку это агрессия с их стороны.) Каждая страна начинает объяснять, что она не очень хочет воевать, но военные действия расползаются всё дальше и дальше - такое вполне возможно и также может привести, помимо прочего, к еще большему падению Европы.
5. То что происходило в 22 году по ограблению Европы может продолжиться дальше: ограбление Японии, Южной Кореи других союзников. Для каждого свой вариант, и все они вполне выполнимые.
6. Сюжет голода на Ближнем Востоке и в Африке делается очень просто. В середине 23 года будут выборы в Турции. Если Эрдоган их проиграет и придёт ориентированный на запад человек, то вопрос закрытия Босфора для российских судов перестанет быть теоретическом, а станет абсолютно реальным. Это и энергетический и продовольственный кризис сразу, это и миллионные потоки беженцев, это и разрушение государственного строя, это в конце концов запуск локальной русско-турецкой войны. И это тоже может быть.
7. Может повториться то, что уже один раз сделано. То есть жёсткие санкции, фактически блокада со стороны Запада может быть введена не только в отношении России, но и в отношении других стран. Условно говоря, все несогласные могут под это попасть. С разрушением мировой экономики в качестве последствий.
8. Взрыв Средней Азии. Уже не сам по себе, а как часть провокации региональных войн и в Восточной Европе, и в Северном Причерноморье и в других регионах по всему миру.
9. Из вариантов блокады мы можем увидеть например такую вещь как осмотр для прохождения судов через проливы и каналы: Панамский канал, Суэцкий канал, Малаккский пролив - их немало. Мы уже наблюдали как Турция начинает требовать страховки при прохождении через Босфор и Дарданеллы. Что мешает то же самое сделать по всему миру? Ничего. Законы больше не действуют - осталось только право силы.
10. Массовый терроризм в отношении промышленных объектов по всему миру. Кабели, трубопроводы, стратегические предприятия, объекты инфраструктуры - это всё может пойти под удар.
11. Социальная дестабилизация во множестве стран - для провокации бунтов, для провокации цветных революций. Как водится, под соусом «борьбы за лучший мир».
12. Не нужно забывать про такую вещь, как AUKUS, который по сути является стратегическим тылом, где будет создаваться ВПК для борьбы против Китая. Им нужно будет создавать первую линию: Индия, Япония, вплоть до перетаскивания части ВМФ США в ту же Индию или Австралию, с перспективой разворачивания там полноценного ВПК вплоть до ядерных объектов. Это всё вполне реально.
13. Перетягивание Индии на свою сторону. Текущий глава индийского национального конгресса, с известной до боли фамилией Ганди, провел хорошую параллель, что Индия по отношению к Китаю это все равно что Украина по отношению к России. То есть они понимают, что из Индии могут создавать антикитайский плацдарм.
14. На год-два раньше первоначальных планов мы можем увидеть запуск попыток вырубить Бамбуковую сеть. Это сеть китайских диаспор, которые контролирует до 70% экономики юго-восточной Азии, а реально их там всего пара процентов населения. Это очень серьезная сеть, которая при распаде глобального мира очень быстро и незаметно может перевести регион под контроль Пекина. Разрушить эту сеть запуском антикитайских погромов или геноцидом - вполне можно.
15. Одним из также вероятных вариантов автор назвал массовую расконсервацию европейского и американского ВПК, а также запуск строительства новых военных объектов в Австралии.
Этот список может быть дополнен неучтёнными здесь вариантами, но смысл понятен: ресурсов, чтобы что-то строить уже не хватает, а чтобы разрушать - пока есть, поэтому всё что мы увидим в ближайшие годы это будут попытки разрушать имеющееся и через это управлять ситуацией.
С началом спецоперации на Украине стал трещать по швам старый мировой порядок. С одной стороны это, очевидно, сломало какие-то планы западным элитам, с другой - у них кратно увеличилось количество степеней свободы и значительно расширился коридор возможностей для того, чтобы портить жизнь всем остальным. Вариантов хаотизации масса и в наступившем году может быть запущен любой из перечисленных, а также из оставшихся нерассмотренными сценариев. По оценкам Андрея Школьникова, ресурсов у транснационалов хватит на реализацию 4-5 вариантов максимум, но на какие именно - предугадать сейчас невозможно. Хорошая, насколько это возможно, новость состоит в том, что у реагирующих игроков тоже увеличился диапазон возможностей и на эти вызовы мы можем увидеть самые разные ответы.