Найти тему
Планета Сибирь

За два года состарился на 20 лет. Как война изменила Леонида Гайдая

Леонид Гайдай - выпускник школы,  разведчик 381-й стрелковой дивизии, демобилизованный по ранению. Фото из  фондов Государственного архива Иркутской области
Леонид Гайдай - выпускник школы, разведчик 381-й стрелковой дивизии, демобилизованный по ранению. Фото из фондов Государственного архива Иркутской области

30 января гениальному режиссеру, чьи комедии давно разошлись в народе по цитатам, исполнилось 100 лет со дня рождения. Человек, прошедший войну, всю жизнь страдавший от ранения, смог сохранить невероятное чувство юмора. В его комедиях снимались актеры - фронтовики Юрий Никулин, Владимир Этуш, Алексей Смирнов, Анатолий Папанов. Война изменила их до неузнаваемости, а юмор вернул к жизни. Кстати, снимать комедии Гайдай считал, то ли в шутку, то ли всерьез, своей вредной привычкой. Вроде курения. Так и писал.

Заявление о приеме в  театр рабочим сцены. Из  фондов Государственного архива Иркутской области
Заявление о приеме в театр рабочим сцены. Из фондов Государственного архива Иркутской области

Аттестат ученик железнодорожной школы № 42 Леонид Гайдай получил 20 июня 1941 года, а уже 23 июня пошел записываться добровольцем на фронт, но получил отказ.

Вот что писал он брату Александру о начале войны:

«Мы узнали о ней в 17 часов по иркутскому времени, когда московское радио начало передавать экстренное сообщение. Как раз в это время я с папой сажал тополя под нашим домом вдоль забора. Который выходит на улицу Островского. Почему-то у нас (я имею ввиду своих сверстников, товарищей по школе) в этот момент было какое-то приподнятое настроение. Каждый хотел быстрее попасть в армию, отправиться на фронт воевать с фашистами. Но в первые месяцы войны призывали более старшие возраста. Нам же, 18-летним, было приказано ждать: когда потребуемся – призовут».

Расчетный лист в связи с призывом в РККА. Из  фондов Государственного архива Иркутской области
Расчетный лист в связи с призывом в РККА. Из фондов Государственного архива Иркутской области

Ожидая призыва в армию, Леонид Иович устроился в Иркутский драматический театр рабочим сцены. В ноябре 1941 года в областной центр прибыл эвакуированный Московский театр сатиры, а драмтеатр переехал работать в Черемхово. Леонид Иович остался рабочим сцены, но уже при театре сатиры. Поднимая и опуская занавес, переставляя декорации на сцене, Гайдай выучил тексты спектаклей, о чем написал в письме своему брату Александру. В феврале 1942 года Леонида Иовича призвали в действующую армию. Сначала его направили в Монголию, в кавалерийский полк, где среди прочего объезжали лошадей и готовили их к отправке на фронт. С каждой новой партией лошадей на передовую уходила и часть подразделения. Через полгода на Западный фронт попал и Леонид Гайдай.

Проходное свидетельство из госпиталя. Из  фондов Государственного архива Иркутской области
Проходное свидетельство из госпиталя. Из фондов Государственного архива Иркутской области

Из письма брату Александру Гайдаю: «Я и другие ребята, с которыми служил на Востоке, твердо решили идти в разведчики. Романтика! Так я был зачислен во взвод пешей разведки рядовым 1263-го стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии. Снова эшелон, короткий период учебы в лесу под Можайском и – на фронт. К тому времени нашими войсками уже был освобожден Калинин. Наша дивизия вошла в третью ударную армию. С ноября 1942 года для меня и моих товарищей начались фронтовые будни. Еженощный поиск, охота за «языками».

В ходе Великолукской наступательной операции, во время боя за деревню Енкино, боец Гайдай забросал гранатами огневую точку противника, уничтожив трех немцев, участвовал в захвате пленных. За проявленное мужество и героизм (Приказ № 59 по 1263 СП от 20 декабря 1942 года) удостоен медали «За боевые заслуги».

Справка из госпиталя. Из  фондов Государственного архива Иркутской области
Справка из госпиталя. Из фондов Государственного архива Иркутской области

20 марта 1943 года во время боев на Калининском фронте, при возвращении с разведзадания получил тяжелое ранение ноги – подорвавшись на противопехотной мине. До января 1944 года проходил лечение в госпиталях в Великих Луках, Калинине, затем в эвакогоспитале № 1386 в Иваново, в итоге был признан негодным к строевой службе. Краткий анамнез: ранение правой стопы с повреждением кости. Ранение осложняется остеомиелитом и трофической язвой. В определенный момент врачи стояли перед выбором – ампутировать часть ноги или попытаться спасти. Перед тем как принять окончательное решение, спросили молодого сержанта: кем он хочет стать, когда закончится война? Короткий ответ - «актером» определил дальнейший ход лечения. За время пребывания в госпитале сержант Гайдай сильно похудел: при росте 185 см весил 65 кг. Чтобы убедиться, какой отпечаток на лице будущего комедиографа оставила война, достаточно сравнить две фотографии – на момент переброски из Монголии на Калининский фронт и при выписке из госпиталя.

16 января 1944 года вернулся в Иркутск, а уже 1 февраля поступил в театральную студию при Иркутском драмтеатре. За пять лет служения Леонид Иович сыграл порядка 30 ролей в студии и Иркутском областном драматическом театре. За роль Ивана Земнухова в спектакле «Молодая гвардия» удостоен почетной грамоты Иркутского обкома ВЛКСМ.

На съемках фильма "Бриллиантовая рука". Фото из открытых источников
На съемках фильма "Бриллиантовая рука". Фото из открытых источников

В 1949 году Леонид Гайдай исполнил свою мечту, поступив на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую народного артиста СССР Григория Васильевича Александрова, чья кинокомедия «Волга- Волга» имела оглушительный успех.

Понравился материал - ставим лайк, подписываемся на канал «Планета Сибирь»