Недавно мне писали, что скрыться на самом деле «легко». Даже сейчас. Переехать в глухую деревню, которых в России много. Жить без паспорта или оформить новый. Как оформить? Да об этом фантазеры не думают. Как-нибудь. Через местную паспортистку, наверное, у нее же зарплата маленькая.
А давайте расскажу одну историю, из 20 века, то есть задолго до электронных фото и баз данных.
Военные преступники после 2 мировой и ВОВ действительно скрывались. Многим это удалось. Некоторые прожили до естественной смерти, чаще всего в Латинской Америке – и далеко от Европы, и лояльность к бывшим нацистам там была.
Но идея искать и карать тех, кто совершал преступления против человечества, родилась еще до окончания войны. Те, кто был на стороне добра, понимали, что те злодеи, кто переживет войну, захотят скрыться и стереть свое позорное прошлое. Поэтому меня так заворожил фильм Inglorious basterds.
В реальности преступников без всяких меток успешно отлавливали спецслужбы Израиля, да и не только.
Поэтому всем фантазерам хочется сказать: даже тогда не все смогли скрыться! О каких новых паспортах, взятых непонятно откуда, вы говорите? В какой деревне вы спрячетесь? Где 15 жителей и все всех знают?
Так вот, история. Советская девушка Антонина Макарова во время ВОВ пошла служить фашистам. Была палачом, расстреливала мирных жителей в Беларуси. Ее прозвали Тонька-пулеметчица.
Когда в 1943 году советское наступление пошло на Запад и стало освобождать Беларусь, Антонине несколько раз фантастически повезло. Ей удалось завязать отношения с немецким офицером, и он вывез ее в Кенигсберг; там ей удалось украсть военный билет медсестры с указанием, что она работала в госпитале; там же она попала в концлагерь, но сохранила документ. Когда Красная Армия освободила концлагерь, Антонину направили работать в госпиталь. Это уже 1945 год. И снова ей повезло: она ухаживала за раненым солдатом, он ее полюбил и она быстро вышла за него замуж. Сменила фамилию, конечно же. На Гинзбург.
Но на нее дали показания выжившие жители Беларуси. Составили ее словесный портрет. Антонину начали искать. КГБ искало ее больше 30 лет!!
Это в те годы, когда фотографий каждого человека был минимум и они не лежали в электронных базах. Описание могло быть неточным. А у Антонины еще фамилия в документах разнилась. Это частая история для тех лет, особенно кто родился в деревне. В одних документах у нее была фамилия как у ее отца – Панфилова. А в других – по имени отца (Антонина Макаровна Макарова), так часто записывали в деревнях. Этот факт продлил поиски Антонины и подарил ей десяток-другой лет жизни.
И все равно ее нашли. Антонина Гинзбург после войны родила двоих детей, жила в небольшом городе в Беларуси. Никто из ее близких не подозревал о ее прошлом.
Ее вычислили и стали за ней следить. На вечере, посвященном дню победы, с Антониной заговорили военные. Спросили, где именно она служила, номер части, имя командира. Настоящие ветераны никогда не забудут этого. Но она сказала, что не помнит.
После этого устроили тайное опознание: доставили выжившую свидетельницу ее преступлений и показали ей Антонину. Свидетельница опознала ее.
Знаете, что меня больше всего поразило в этой истории? При аресте Антонина вообще не удивилась: она знала, почему за ней пришли. Больше 30 лет жила в ожидании, что придут.
У многих ли хватит выдержки?
Для поимки преступников нацизма была большая общественная мотивация. Их и сейчас изредка находят, 100-летних стариков. Это важный урок всем на будущее: что подобные дела не имеют срока давности.
Сбежавшим по делам попроще можно ожидать, что их не будут искать так упорно. Хотя кто знает… Но в любом случае не стоит ожидать, что люди вокруг слепые и тупые.
Люди прекрасно замечают чужаков, особенно в маленьких поселках. Тех, кто ведет себя подозрительно, тоже.
Купить документы за условные три копейки нельзя – кто согласится подставляться под статью за жалкую подачку? Даже в глухих местах есть участковые, хотя бы в райцентре, и люди ему тут же донесут. В деревнях вообще чужаков опасаются, особенно в Сибири.
Изменить внешность бесплатно нельзя. Камеры наблюдений и базы есть и работают. Отрастить усы и носить медицинскую маску до конца дней не поможет.
Не поможет и уехать. Информация на границу передается, на все пограничные пункты. Выдают по уголовным преступлениям все страны.
И куда вы предлагаете бежать в таком случае? Да никуда.
Почитать еще: