Найти тему

СПОСОБНОСТИ ИЛИ УСЕРДИЕ

Многие до сих пор думают, что есть некие особенные способности, которые позволяют достичь невероятных высот в определённом деле. Для художников это одни способности, для музыкантов другие, для математиков третьи.

Это, разумеется, не так. Действительно, есть некоторые способности, которые очень неплохо влияют на достижение чего-либо в будущем. Но вот в чём подвох – это способности общие (они так и называются – general abilities), а не специальные.

Что относится к общим способностям? Объём рабочей памяти, скорость переключения, обработка и извлечение информации. Эти способности во многом обусловлены наследственностью и развиваются хуже, чем конкретные навыки (но развиваются!).

Вот в качестве примера. Американские психологи Дэвид Хамбрик и Элизабет Майнц собрали пианистов, опыт игры у которых отличался – от совсем начинающих до матёрых мастеров клавиатуры и педалей. Тест был прост – сыграть отрывок из партитуры, которой они не видели раньше.

Результат закономерен – у кого опыт игры больше, тот и справился лучше. Но если убрать практику, оказалось, что объём рабочей памяти даёт завидное преимущество. Грубо говоря, те, кто много практикуется и у кого хороший объём рабочей памяти, справляются с задачей куда лучше тех, кто практикуется мало и у кого небольшой объём рабочей памяти.

При этом даже небольшая разница в объёме рабочей памяти позволяет людям лучше справляться со своей работой – в одном исследовании показано, что превосходство меньше чем в процент повышало шансы на защиту кандидатской аж в 18 раз.

Так что же, спросят меня, всё-таки не всем дано играть или стать учёными? Нет, это неправильный вывод. Общие способности потому и называются общими, что никак не связаны с конкретными деятельностями.

Если вы вполне себе адаптированы в этом мире, работаете-зарабатываете, поддерживаете контакты с друзьями и роднёй, увлекаетесь чем-то, осваиваете вождение или плавание, умеете выходить в интернет и можете приготовить себе яичницу, значит, у вас с объёмом рабочей памяти всё в порядке.

Дальше в действие вступает усердие и технология – вы можете научиться чему-либо, если будете много трудиться и не просто так, а по хорошей технологии обучения.

В конце концов, те, кто отставал на один процент тоже ведь защищали кандидатские, пусть и значительно реже.

И самое главное – известность и достаток связаны не только со способностями или навыками в конкретном деле. Чтобы стать известным пианистом, мало хорошо играть. Нужно ещё уметь продвигать себя, вести переговоры, знать нужных людей, приходить на репетиции вовремя, не уходить в запои посреди гастролей и так далее.

Как видите, все эти навыки никак не относятся непосредственно к игре на музыкальном инструменте.

Поэтому отчаиваться нечего. Если вы вышли в интернет и прочитали этот текст, у вас достаточно объёма рабочей памяти, чтобы достичь того, чего вы хотите. Осталось усердно учиться по хорошей методике и разжиться удачей (она тоже важна). Ну и остальные навыки оттачивать, без них никуда.

Статья об исследованиях пианистов и кандидатов наук - http://www.psychologicalscience.org/news/releases/psychologists-defend-the-importance-of-general-abilities.html#.WUZyucszox

Фото автора Anastasia Kolchina: Pexels