Я собиралась читать «Мартина Идена» почти вечность. Да, все вокруг прочитали. Да, слышала только хорошее. Да, есть бумажная книга. Но так случается, когда истории ускользают из внимания — их время еще не пришло. А потом книга догнала меня в Стамбуле, да еще и в бумажном варианте. И я начала с нее свой отпуск.
Читать книгу действительно стоило гораздо раньше. И не тогда, когда все вокруг меня о ней говорили, нет, еще раньше, лет в 16, когда юношеский максимализм бушует примерно в тех же водах отрицания общества.
Лондон утащил меня в книгу с первых же страниц и я отлично провела с ней два вечера. Я переживала за Мартина и вместе с ним, и меня восхищала его завидная целеустремленность. Он искренне думает, что меняет свою жизнь из-за любви: из-за влюбленности в девушку из хорошей семьи он бросает все силы на учебу, впитывая знания в каждый свободный момент.
Вот только любовная линия здесь — лишь слабо очерченный образ, между Руфь и Мартином будто бы всегда ощущается эта пропасть — не только пропасть взглядов или социального положения. Они — бесконечно разные люди, которые зацепились друг за друга лишь по воле случая. Ее очаровала его бедность и широкие плечи, он влюбился в эфемерность и само общество, частью которого она была.
Впрочем, достаточно о любви. Ведь куда большего внимания заслуживает невероятное упорство: день за днем, час за часом Мартин учится, читает и пишет. Да, он делает это очень бессистемно, но он достаточно умен и восприимчив, чтобы «раскладывать» знания по нужным полочкам. Мартин очарован книгами и мечтает стать писателем — он пробует разные жанры, от стихов до критической прозы, но печатные издания глухи к его историям.
И эта сторона истории, это отчаяние и стена между писателем и редактором — кажется такой искренней, такой до сих пор актуальной, что сложно не сочувствовать герою, не переживать вместе с ним.
При этом сам Мартин меняется всю книгу и чем ближе «к финалу», тем мне сложнее было «находится рядом с ним». За философией и знаниями он разучился видеть людей, точнее, разучился их принимать. А презрение — это совсем не то чувство, с которым комфортно жить. Важно давать себе отдых, не только телу, но и уму. Важно общаться с разными людьми и не зацикливаться. Выгорают даже великие. Выгорают даже Мартины Идены.
Он стремился к звездам, а свалился в зловонную трясину.
Интересно, с чего бы начал Мартин Иден свой монолог, окажись он перед психологом?
Подписывайтесь, я расскажу о книгах и сериалах. Я часто читаю самые свежие новинки - будет интересно.