Найти тему
Бизнес по-умному

Единый налоговый платёж: разбираемся, как теперь платить налоги ИП и компаниям

Оглавление

Единый налоговый платёж (ЕНП) — это упрощённый формат уплаты налогов и сборов, который заработал для всех налогоплательщиков с 1 января 2023 года. Его цель — избавить от бумажной волокиты и ошибочных переплат. Как работает новая система — разбираемся в статье.

Как теперь платить налоги

Чтобы заплатить налоги, ИП и компаниям достаточно перевести деньги на один налоговый счёт. Когда наступит день уплаты налогов или взносов, ФНС сама спишет с него средства и распределит по конкретным целям.

Что такое единый налоговый счёт

У каждой компании, ИП и физлица уже есть свой специальный единый налоговый счёт (ЕНС). Проверить его наличие можно в личном кабинете на сайте ФНС. Именно на него нужно перечислять деньги в счёт оплаты ЕНП.

Как работает ЕНП в 2023 году

Согласно Федеральному закону введение ЕНП и ЕНС должно упростить уплату налогов и сборов.

Схема работы такая:

  1. Чтобы внести деньги на ЕНП, нужно сформировать платёжку. Для этого есть сервис «Уплата налогов и пошлин». Реквизиты для заполнения документа есть на странице с разъяснениями от инспекции ФНС.
  2. Компании и ИП, как и раньше, будут сами присылать в налоговую службу уведомления с указанными суммами для списания. Именно на основании этих обращений ФНС будет понимать, куда и сколько денег ей нужно будет забрать со счёта налогоплательщика. Срок подачи уведомления — не позднее 25-го числа месяца, в котором нужно заплатить налог или взнос. За подачу документов с опозданием грозит штраф.
  3. Когда придёт срок, налоговая инспекция спишет средства в счёт уплаты налогов в следующем порядке:задолженности по прошлым налогам;
    текущие налоги, страховые взносы, авансовые платежи, сборы;
    пени;
    проценты;
    штрафы.
  4. Если на счёте после списания останутся деньги, их можно будет вернуть или перевести на ЕНС другому налогоплательщику — компании или человеку. Для этого достаточно подать заявление на сайте налоговой. Есть возможность оставить средства в счёт будущих выплат.

Пример. В апреле предпринимателю нужно заплатить страховые взносы за своих сотрудников и налог на УСН, а ещё у него есть недоимка по налогам за прошлый период и неоплаченный штраф. Ему нужно составить платёжку и перевести деньги на ЕНС. Сначала налоговая спишет со счёта недоимку, затем налог и взнос, а потом — штраф.

С января 2023 года все налоги и сборы обязательно нужно перечислять по ЕНП. Если ИП или бухгалтер случайно заплатит налог по реквизитам и деньги не успеют попасть на счёт до крайней даты платежа, сформируется недоимка.

На что не распространяется новый закон

Вот какие налоги и взносы нельзя заплатить в составе ЕНП:

  • взносы за работников на травматизм;
  • НДФЛ с выплат иностранцам, которые работают по патенту;
  • НДС при импорте из ЕАЭС;
  • любые госпошлины.

Можно оплачивать в составе ЕНП или отдельно:

  • налог на профессиональный доход (его платят самозанятые и ИП на НПД);
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;

Все остальные налоги, сборы, страховые взносы и авансовые платежи нужно платить только через единый счёт. Полный перечень того, что входит в состав ЕНП, можно посмотреть на сайте налоговой.

Сроки уплаты ЕНП

Изменения такие:

  • все обязательные платежи нужно перечислять в составе ЕНП не позднее 28-го числа месяца;
  • декларации и отчётности надо будет подавать до 25-го числа.

Для всех физлиц срок уплаты имущественного, земельного и транспортного налогов остался прежним — 1 декабря. Ставка, как и раньше, — 13%.

Как перейти на единый налоговый платёж в 2023 году

Переход на ЕНП прошёл автоматически — никаких заявлений отправлять не нужно. Раньше все желающие ради эксперимента могли перейти на единый налоговый платёж, но теперь это действует для всех, без альтернативы. Сначала, ещё в 2019 году, новые правила заработали для физлиц, теперь настала очередь предпринимателей и компаний.

Большая часть новых правил для бизнеса в 2023 году связана с ведением отчётности и уплатой налогов. И если ранее вы обходились без бухгалтера, то теперь риск запутаться в правилах вырос. Нужен специалист. Однако не обязательно нанимать штатного сотрудника — достаточно оформить удобную подписку на бухгалтерское обслуживание на аутсорсинге.

-2

Переходите и оформляйте бухгалтерское обслуживание на аутсорсинге

Источник: МТС Медиа

Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.

📌 ПОДПИСАТЬСЯ

Ещё полезные статьи:

🔴 Налоги, льготы, проверки: что нового ждёт бизнес в 2023 году

🔴 Какие выплаты положены ИП, если он берет больничный, отпуск или уходит в декрет?

🔴 Кого могут признать незаконным предпринимателем и оштрафовать?