Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Свидетельство о бедности" (СССР, 1979) и "Свободное падение" (СССР, 1987)

Свидетельство о бедности. СССР, 1979. Режиссер Самвел Гаспаров. Сценаристы Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер (по мотивам собственной повести "Часы для мистера Келли"). Актеры: Александр Хочинский, Григорий Острин, Константин Степанков, Борис Хмельницкий, Ольга Гаспарова, Лев Перфилов и др. 17,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

В «Свидетельстве о бедности» автор многих остросюжетных фильмов Самвел Гаспаров верен себе: фильм сделан в остром, динамичном ключе детектива.

Известно, что нередко на экране отрицательные персонажи получаются более яркими, объемными, чем серые, безликие положительные. «Свидетельство о бедности» не только подтвердило это, но и возвело в квадрат. Картина построена так, что молодой, красивый, элегантно и чуть небрежно одетый «Крест» исподволь внушает симпатию и сочувствие. Такой «Крест» вежливый, остроумный, смелый, уверенный в себе. Да, убил человека, но тот ведь был преступником, вором...

В финальной сцене фильма за «Крестом» долго, гонятся по сыпучему морскому сотрудники угрозыска. И «Крест», как загнанный, затравленный зверь, раненый, беспомощный, прислоняется к валуну и, тяжело дыша, отбрасывает оружие. Полные печали, неотразимые голубые глаза Бориса Хмельницкого обреченно смотрят вдаль...

Снято, конечно, эффектно. Но жаль, что картина вся состоит из подобного рода «ударных» эпизодов: нам не суждено узнать, каков «Крест» на самом деле, что его толкнуло, на преступный путь. «Крест» — знак, символ, он безликая фотография с глянцевой обложки журнала мод.

К сожалению, главный положительный герой — капитан угрозыска — запоминается в основном яркими современными рубашками и плохой ездой на автомобиле, что лишь на руку эффектному противнику...

Без сомнения, в том, что во имя интриги отброшено разоблачение и выявление сущности и причин преступности, можно винить и сценаристов, но...

В том-то и дело — Самвел Гаспаров не хочет сделать даже робкий шаг в этом направлении. Напротив, он откровенно любуется актерской пластикой и обаянием Хмельницкого, в погоне за зрелищностью не замечая перекоса в идее детектива.

Александр Федоров, киновед

-2

Свободное падение. СССР, 1987. Режиссер Михаил Туманишвили. Сценарист Рустам Ибрагимбеков. Актеры: Андрей Мягков, Александр Збруев, Любомирас Лауцявичюс, Анатолий Васильев, Александр Михайлов, Арнис Лицитис, Николай Волков (мл.), Елена Камбурова, Ольга Гобзева и др.

Ситуация фильма Михаила Туманишвили «Свободное падение» не из легких: четверо друзей подозреваются в убийстве. Следователь пытается психологическим путем выбить необходимые показания, тем паче, что один из подозреваемых в прошлом был судим... Выдерживает это испытание только один из героев. И хотя обвинение в конце концов оказывается ложным, былой дружбе, как мы понимаем, не бывать...

Замысел, как видим, был серьезен. Но, к сожалению, его воплощение оказалось, на мой взгляд, на уровне схемы, а уровень режиссуры Михаила Туманишвили, увы, низким. И даже талантливые актеры не смогли вывести картину за рамки общего кинопотока...

Александр Федоров, киновед