Найти тему
КиноБуква

«Фабельманы» - почему последний фильм Спилберга стал для меня спелой вишенкой на безвкусном торте современного кинематографа

Оглавление

Знаете, чем больше всего меня зацепили «Фабельманы»?

Простотой и традициями. Теплотой и искренностью. Это такая редкость в современном кино, что смотришь на подобные фильмы, как на чудо.

Последние несколько фильмов великого режиссера меня не очень-то впечатлили. Это сугубо мое видение и ощущение, и вам вполне может нравиться, скажем, его «Вестсайдская история».

Но вот «Фабельменов» смотрела я с огромным удовольствием. Фильм длинный, и ничего в нем неожиданного не происходит. Никаких резких поворотов, взрывов, погонь, обнаженки и прочих приемчиков на удержание внимания.

Но. Не оторваться. Просто история просто семьи. Чудесный рассказ о мальчике, который шёл за мечтой. И мальчик этот – Стивен Спилберг. Кстати, интересный факт - дед и бабушка Спилберга по отцовской линии родились в Российской империи и эмигрировали в США только в 1910-х годах.

Вообще, когда говорят о самых успешных и знаменитых кинорежиссерах, одним из первых на ум приходит Стивен Спилберг. Не просто успешный, а один из самых коммерчески успешных - фильмы Спилберга - лауреаты множества премий и собирают в прокате какие-то нереальные суммы красивых денег.

В качестве примера небольшой список, и думаю, что большинству он знаком:
«Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Искусственный разум», «Индиана Джонс», «Челюсти», «Цветы лиловые полей», «Парк Юрского периода», «Терминал», «Инопланетянин», «Поймай меня, если сможешь».

Среди перечисленного есть ленты, которые внесены в Национальный реестр фильмов, имеющих «особое культурное, историческое или эстетическое значение».

Но перейдем к вишенке на торте.

🎬Фабельманы (2022)

The Fabelmans

Кадр из фильма «Фабельманы», 2022 год, режиссер Стивен Спилберг
Кадр из фильма «Фабельманы», 2022 год, режиссер Стивен Спилберг

Да, это история, основанная на воспоминаниях режиссера о собственном детстве и юности. История, которая наверняка не на 100% воспроизведена достоверно точно. Но, как говорится, спасибо и на этом, завеса тайны приоткрыта.

Чем примечателен фильм? Перед нами не просто семья Спилберга. Перед нами будущий режиссер. А великими режиссерами просто так не становятся. Наблюдать за тем, как маленький мальчик знакомится с миром кино и постепенно этот выдуманный мир заполняет весь его мир собственный, и внешний и внутренний – это восторг, друзья.

Я не ожидала, что фильм мне понравится настолько, что даже захочется о нём рассказать.

В 1952 году мама Митци и папа Бёрт Фабельманы (Мишель Уильямс и Пол Дано) впервые берут своего старшего сына Сэмми в кино. «Величайшее шоу мира» произвело на мальчика неизгладимое впечатление. Сэмми снился поезд и крушение, он прокручивал в голове знаковые сцены фильма до тех пор, пока не попросил подарить ему модель железной дороги. А затем воспроизвел то самое крушение, чем страшно удивил родителей. Но умная мама разрешила «убить» поезд еще разок, сняв все это на папину камеру, чтобы потом пересматривать, а дорогие игрушки впредь не ломать.

Начало было положено. С тех пор Сэмми (Гэбриел Лабелль) влюбился в камеру и буквально не расставался с ней. Он снимает трех младших сестер, друзей, отряд бойскаутов, одноклассников. Придумывает спецэффекты, звуки. Монтирует, показывает. И, признаться, я снимаю шляпу перед талантом этого ребенка, потому что то, что он выдумывал для своих школьных и семейных фильмов, не имея никакого опыта – это просто гениально. Это так гениально, что неудивительно, что из Сэмми получился тот, кто получился в итоге.

Это человек, который видел свет, цвет, горизонт, правильный ракурс, крупный нужен план или дальний – еще в детстве. То есть этот маленький режиссёр видел то, что не видели остальные, его близкие - семья, друзья. Наблюдать за процессом рождения мастера было даже как-то странно, что ли. Будто бы мне, зрителю, приоткрыли некую завесу тайны, секрет – из основ которых и складывается магия кино. Теперь я знаю чуточку больше и это удивительное и волнующе интересное ощущение.

Сэмми проницателен. Сэмми внимателен. Сэмми талантлив. И во время монтажа и склейки очередного фильма о семейном отдыхе на природе он замечает кое-что странное. То, что переворачивает всю его жизнь и, впоследствии, жизнь всей семьи Фабельманов. А видит Сэмми, что его любимая мама и лучший друг семьи, дядя Бенни (Сет Роген) – не просто друзья. И, кажется, уже довольно давно… Один из самых тяжелых моментов фильма, очень реалистичный и трогательный.

Тут стоит сказать об актерах. Главные герои (мама, папа и Сэмми) – просто браво! Очень удачный кастинг, на мой взгляд, и идеально прожитые роли.

Кадр из фильма «Фабельманы», 2022 год, режиссер Стивен Спилберг
Кадр из фильма «Фабельманы», 2022 год, режиссер Стивен Спилберг

Это самый что ни есть искренний рассказ про обычную еврейскую семью с национальными традициями, бытом, ценностями и Ханукой. Я видела сына, который очень любит своих родителей. Это сквозит в каждом кадре. Такой лёгкий жест благодарности маме и папе, если хотите. И это не может не трогать. Сэмми чудным образом взял от матери её любовь к искусству и умение видеть прекрасное, а от отца - целеустремленность, четкое мышление и логику.

«Искусство не игра. Искусство опасно, как пасть льва - башку оттяпает»

Кадр из фильма «Фабельманы», 2022 год, режиссер Стивен Спилберг
Кадр из фильма «Фабельманы», 2022 год, режиссер Стивен Спилберг

Без спешки, с чувством, с толком, с расстановкой нам показывают начало пути отдельно взятого человека, имя которого теперь знает весь мир. И на этом пути было множество ступеней: первая любовь, первые потери, отношения между подростками, отношение к евреям, близость внутри семьи, её распад, попытки быть взрослее и попытки понять, почему мама, такая идеальная мама ушла от такого идеального папы, сломав доверие и разрушив такую идеальную семью.

Спилберг не просто перелистывает страницы собственной биографии. Он делает это очень красиво. Не события здесь важны, а моменты, детали. То, как видит жизнь будущий режиссер. И это совершенно другой взгляд, не обывательский. Это умение замечать мелочи как раз то, что так ценно в кино. Ведь что такое фильм – это некая история, которая вызывает у зрителя целый спектр эмоций. От смеха до слез, от грусти до очарования. И если режиссеру это удалось – это успех. Потому что, как говорил великий Станиславский, иногда при просмотре кино так и хочется кричать – «не верю».

Сегодня я верю. «Фабельманы» - настоящие. И маленькие детские ручки с ножницами для монтажа пленки, и слезы друзей Сэмми, принимающих участие в съемках его фильма о войне, и душевные муки мамы, которая много лет любит другого человека, и взгляд папы, полный боли, и первый поцелуй, и страстное, отчаянное желание снимать кино.

Разумеется, КиноБуква рекомендует. Для семейного просмотра.

«Мы очень похожи. Мы зависимы. И наш наркотик – искусство. Мы любим маму, папу, семью, но искусство мы любим сильнее. Искусство сводит нас с ума»

Если вы успели посмотреть историю Фабельманов, давайте обсудим фильм! А кто еще не видел, поделитесь, пожалуйста, какие работы Спилберга вам запомнились больше всего, что любите пересматривать?