Найти в Дзене

Урок в 9 классе. Центры происхождения культурных растений. Как организовать практическую работу

Январь почти закончился, я отдохнула и теперь могу с новыми силами заниматься статьями по методике. А то все кино да путешествия… Сегодня немного о том, как во времена оные я проводила урок, посвященный работам Н.И. Вавилова. Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье! Сама тема селекции у меня занимает пять уроков: Но если честно, то в связи с наличием огромного числа диагностик и пробников часть уроков биологии пропадает, и я всегда жертвую именно селекцией, сокращая ее до одного, или, в лучшем случае, двух уроков. Кстати, заметила, что и пробный, и настоящий экзамены по русскому устному проходят только в те дни недели, когда у девятиклассников есть биология. Конечно, и другие уроки пропадают, но мне-то важен мой! )) В

Январь почти закончился, я отдохнула и теперь могу с новыми силами заниматься статьями по методике. А то все кино да путешествия… Сегодня немного о том, как во времена оные я проводила урок, посвященный работам Н.И. Вавилова.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!

Сама тема селекции у меня занимает пять уроков:

  1. Генетические основы селекции
  2. Особенности селекции растений
  3. Центры происхождения культурных растений
  4. Особенности селекции животных и микроорганизмов
  5. Итоговая работа по теме «Селекция» в формате ГИА

Но если честно, то в связи с наличием огромного числа диагностик и пробников часть уроков биологии пропадает, и я всегда жертвую именно селекцией, сокращая ее до одного, или, в лучшем случае, двух уроков. Кстати, заметила, что и пробный, и настоящий экзамены по русскому устному проходят только в те дни недели, когда у девятиклассников есть биология.

Конечно, и другие уроки пропадают, но мне-то важен мой! ))

Вот и получается, что приходится обойтись одним-двумя уроками.

Обязательно проговариваем, что такое селекция и как она соотносится с только что изученной генетикой. Определение селекции, основные методы (гибридизация и искусственный отбор). Пожалуй, если сокращать тему, то это все.

Но Н.И. Вавилов для меня — святое. Обязательно кратко биография, лучше с каким-либо видеоотрывком. Показываю книгу «Пять континентов», акцентирую, что путешествовал он не по отелям и столицам, а по самым труднодоступным местам, что в те времена было подвигом. Обсуждаем, какое значение имел сбор образцов семян. Судьба коллекции семян ВИР некоторых пробивает до слез — и правильно.

Но это все теория, а девятиклассникам нужна практика. Поэтому придумала небольшую работу для выполнения в группах.

Сначала на интерактивной доске работаем с картой «Центры происхождения культурных растений» и такой же картой, посвященной животным (чтобы создать целостное впечатление о корнях сельского хозяйства).

Карта интерактивная - все изображения элегантно, при помощи стилуса, перемещаются по доске
Карта интерактивная - все изображения элегантно, при помощи стилуса, перемещаются по доске

Потом каждая группа получает набор, состоящий из бланка-отчета и трех карт:

  1. Центры происхождения культурных растений
  2. Распределение осадков по земной поверхности
  3. Распределение средних годовых температур по земной поверхности

Смысл работы заключается в том, что ученики должны понять важность учета требований культурных растений к условиям произрастания. Ученики получают две культуры: горох и огурцы. Они должны найти на первой карте область возникновения культуры, а из двух других понять, в каких климатических условиях живет растение на родине. Карты приведены в галерее ниже.

Затем сравнить эти условия с условиями Московской области (ну, или той области, где ученики учатся) и дать рекомендации по возделыванию. Обычно учитывается необходимость теплиц (сухих или влажных), примерные сроки посева или высадки в открытый грунт и необходимость полива в открытом грунте.

Это отчетный бланк. Работа организуется в парах или группах
Это отчетный бланк. Работа организуется в парах или группах

В привычном к подобным работам классе выполнение задания занимает 15 минут, сдается в письменном виде на выданном бланке.

А вы как даете тему «Селекция»?