Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Румынский флот на Черном море (не сейчас, а в 1941-м). Всякая мелочевка Часть 1.

Это Севастополь. И это "румын" Кто?
Это Севастополь. И это "румын" Кто?

Amiral Murgescu, он же «Дон», ПМ-76, ПМР-76

ТТД:

Водоизмещение: 812 т.

Размеры: длина - 77 м, ширина - 9,1 м, осадка - 2,5 м.

Скорость полного хода: 16 узлов.

Дальность плавания: 3400 миль 12 узлах.

Силовая установка: 2 дизеля Krupp, 2100 л.с., 2 вала.

Вооружение: в румынских ВМС - 2x1 102-мм артустановки Bofors, 2x1 37-мм зенитных артустановки SKC/30 (в 1943 г. добавлено еще 2 таких артустановки), 2x1 20-мм зенитных артустановки Oerlikon, 2x1 - 13,2-мм пулемета, 135 мин.

Экипаж: 79 чел.

Представлял собой минный заградитель оригинальной постройки, на тот момент - самый большой корабль построенный в Румынии. Корабль был спроектирован в немецко-голландской компании IvS на основе голландского минного заградителя "Jan van Brakel". Второй корабль в этой серии - "Cetetea Alba" - был заложен в 1939 г., однако не был завершен. Строительство еще двух кораблей этого классса было отменено.

В целом это был довольно сбалансированный многоцелевой корабль, сочетающий умеренные габариты и сильное вооружение. В качестве минного вооружения корабль мог перевозить 120-135 мин в зависимости от типа, мины выставлялись через три рельсовых дорожки на корме.

Минный заградитель "Amiral Murgescu" ("Адмирал Мургеску") был заложен в 04.06.1934 г. на судоверфи в Галаце (Румыния), спущен на воду 14.06.1939 г., вступил в строй в строй румынскийх ВМС 14..09.1939 г.

Корабль принимал активное участие в боевых действиях Второй мировой войны на Черном море в составе румынских ВМС. Участвовал в минных поставновках, а так же в многочисленных эскортированиях транспортых судов для транспортировки войск и грузов на фронт, и в эвакуации войск из Крыма (1943-1944 гг.). Корабль (с прикреплением на флаг) был награжден в румынских ВМС орденами "Корона Румынии" и "Звезда Румынии" IV класса с мечами и лентой "Военные добродетели".

29.08.1944 г. был захвачен советскими войсками в качестве трофея в Констанце и 14.09.1944 г. зачислен в состав Черноморского флота как минный заградитель "Дон".

На разделке
На разделке

02.04.1945 г. был выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в учебный корабль, 18.01.1947 г. - в плавбазу, с 07.05.1956 г. - ПКЗ-107. С 09.02.1948 г. - штабной корабль.4.01.1958 г. переоборудован в плавмастерскую, с переименованием в ПМ-76. 08.06.1966 г. получила новое название - ПМР-76. 27.05.1988 г. плавмастерская была исключен из списков судов ВМФ и сдана на слом в Инкермане.

-3

Подводная лодка NMS Delfinul

Delfinul был заказан в 1927 г. на верфи «Cantieri Navali del Quarnaro» в Фиуме (ныне это хорватская Риека). ПЛ была построена в 1931 году.

Стоимость строительства подводной лодки составила 150 миллионов румынских лей, из которых Румыния оплатила 135 миллионов. Стрительство и ходовые испытания должны были быть окончены к декабрю 1931 года, однако судостроительная верфь нарушила сроки. Начались долгие судебные разбирательства, на время которых подводная лодка вошла в состав военно-морских сил Италии.

После целой серии ходовых испытаний для контроля, проверки и наладки различных элементов судового оборудования, которые продолжались до октября 1935 года, комиссия пришла к выводу, что основные характеристики боевых и технических средств полностью соответствуют утверждённому проекту, и в целом подводная лодка находится в прекрасном техническом состоянии. В январе 1936 года на лодку прибыл румынский экипаж и сразу приступил к изучению материальной части и обучению боевой работе, совершив нескольких тренировочных походов вместе с итальянским экипажем. В мае 1936 года подводная лодка вошла в состав Королевского флота Румынии.

-4

Водоизмещение 650/900 тонн. Лодка имела длину 68 метров, ширину 5,9 метра и осадку 3,6 метра . Ее силовая установка состояла из двух дизельных двигателей Sulzer и двух электродвигателей, лодка развивала максимальную скорость 14 узлов на поверхности и 9 узлов под водой. Она была вооружена восемью 533-мм ТА (4 носовых и 4 кормовых), одним 102-мм (4 дюйма) орудием и и один спаренным 13-мм пулеметом.

-5

К началу Великой Отечественной войны подводная лодка "Delfinul" являлась единственной субмариной Румынского королевского флота (Marina Regala Romana). Несмотря на подавляющее превосходство советского Черноморского флота по подводным лодкам существование в составе Румынских ВМС даже одной субмарины вынудило советское командование отвлечь на выполнение противолодочных задач большие силы. По этой причине "Delfinul" использовалось с большой осторожностью.

Совершила 9 боевых походов, но с результативностью все очень сомнительно.

9-й боевой поход (8 суток): 25.6.1942 вышла из Констанцы на позицию к востоку от Ялты.
27.6.1942 обнаружила советский конвой и вскоре заняла позицию для атаки. Эскорт конвоя обнаружил и атаковал лодку. Вскоре к ним присоединились и патрульные самолеты. С 4.26 до 15.31 на лодку было сброшено 240 глубинных бомб.
28.6.1942 советский самолет подкараулил лодку в надводном положении и пушечно-пулеметным огнем повредил ей руль.
1.7.1942 около 8.00 была обнаружена советскими противолодочными силами, которые преследовали лодку на протяжении 13 часов. Команда субмарины насчитала 328 взрывов глубинных бомб. Преследователи отстали только после того, как лодка выпустила на поверхность через торпедный аппарат обломки и дизельное топливо.
3.7.1942 возвратилась в базу.

Попыталась выйти в 10-йпоход, но вернулась из-за серьезных проблем с двигателями и течи в корпусе.

27.8.1944 подводная лодка «Delfinul»была захвачена советскими войсками и катерами Дунайской военной флотилии в небоеготовом состоянии в дунайском порту Сулинa, куда была в своё время переведена и Галаца из-за угрозы воздушных бомбардировок.

5 сентября 1944 года на корабле был поднят флаг ВМФ СССР, и 14 сентября 1944 года под командованием капитана 3 ранга Малышева Николая Ивановича она вошла в состав 1-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота. 20 октября 1944 года корабль получил обозначение «ТС-3».

12 октября 1945 года возвращена Румынии, и 6 ноября 1945 года исключена из списков ВМФ СССР.

B составе ВМС Социалистической Республики Румыния служила до 1957 года, после чего была исключена из списков, разоружена и сдана на слом.

Вместе с подводной лодкой строилась и ее плавбаза.

«Констанца», NMS Constanța, «Буг», ПКЗ-87

Балаклава
Балаклава

Заложена 15 августа 1927 года там же в Риеке тогда же Фиуме (Италия), спущено на воду 8 ноября 1928 года, вступило в строй в 1931 году и вошла в состав румынского флота в качестве плавбазы подводных лодок и торпедных катеров.

Длина составляла 77,8 метра, ширина — 11,2 метра, осадка — 4 метра. Она была оснащена средствами хранения и погрузки торпед, инженерными мастерскими, а также средствами аварийно-спасательной сигнализации и связи для подводных лодок. Силовая установка состояла из двух дизельных двигателей, приводивших в действие два вала, что давало ей максимальную скорость 13 узлов. Её вооружение состояло из двух 102-мм орудий и двух 40-мм зенитных орудий.

Участвовала во Второй Мировой войне. Ходила в Севастополь в составе немецких конвоев.

29 августа 1944 года была захвачена советскими войсками и кораблями ЧФ в качестве трофея в Констанце и 14 сентября 1944 года зачислена в состав ВМФ СССР, переименована в «Буг». Базировалась в Балаклаве

4 сентября 1973 года переформирована в плавказарму ПКЗ-87. 16 апреля 1977 года исключена из списков судов ВМФ и разобрана на металл