Найти тему
Авиационное обозрение

Что из себя представлял советский пассажирский самолет ПС-35?

Приветствую. К середине тридцатых годов наметился качественный технологический прорыв в разработке скоростных поршневых самолетов. Это было обусловлено как появлением более мощных силовых установок, так и переходу к схеме моноплана. Немаловажную роль играло и использование более обтекаемых форм конструктивных элементов самолета, что позволяло снизить лобовое сопротивление (по сравнению с машинами разработки второй половины двадцатых годов). В результате предложенных нововведений, начались изыскания по новым проектам различных классов. К примеру, что касается фронтовых скоростных бомбардировщиков, то эту нишу заняли машины семейства АНТ-40 (СБ). Ранее на нашем канале уже вышло несколько статей, которые были посвящены этому знаменитому скоростному бомбардировщику (Ссылка на статью). Параллельно с ним, в ОКБ А. Н. Туполева, началось проектирование и нового скоростного пассажирского самолета в интересах гражданской авиации. Руководил этими работами авиационный конструктор А. А. Архангельский. При этом, машину предполагалось построить с определенной унификацией между бомбардировщиком АНТ-40. Пассажирский самолет получил название АНТ-35 (ПС-35).

Первый прототип самолета ПС-35.
Первый прототип самолета ПС-35.

Подготовительные работы по проекту начались 1 августа 1934 года. Изначально, в качестве силовой установки предполагалось использовать французский двигатель Gnome-Rhone Mistral Major 14Kdrs (или его советскую лицензионную копию М-85). Непосредственно рабочее проектирование началось с 1935 года. Параллельно проводились комплексные расчеты, разработка агрегатов функциональных систем, продувки моделей и т. д. Конструкторы старались применять в этом проекте наиболее перспективные решения, направленные на достижение лучших летно-эксплуатационных характеристик (к примеру капоты нового типа, автопилот, неразрезной стабилизатор с работающей обшивкой). В декабре был представлен макет самолета для его рассмотрения макетной комиссией. Рабочие чертежи подготовили в начале марта 1936 года. После всех необходимых согласований и утверждения итогового облика самолета, началось строительство опытного прототипа. Расчетные характеристики машины приведены на скриншоте ниже.

Расчетные характеристики первого прототипа самолета ПС-35.
Расчетные характеристики первого прототипа самолета ПС-35.

Конструктивно ПС-35 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий двухмоторный низкоплан с убирающимся шасси и классическим однокилевым оперением. Фюзеляж машины типа монокок, его каркас состоял из набора лонжеронов, шпангоутов и стрингеров. Пассажирский отсек был рассчитан на 10 человек. Он имел тепловую и звуковую изоляцию. Кроме того, была реализована система отопления и вентиляции. Крыло самолета имело трапециевидную форму, оно состояло из центроплана и отъемных консолей. Выполнили его по двухлонжеронной конструктивной схеме. В состав механизации входили элероны и посадочные щитки. Общая система управления была выполнена по двойной схеме. Также предусматривалась установка автопилота. Шасси самолета трехопорное, убирающиеся. В качестве силовой установки применялось два двигателя воздушного охлаждения (на прототипе Gnome-Rhone Mistral Major 14Kdrs, а на серийных машинах уже М-62ИР), которые располагались в мотогондолах, вынесенных между центропланом и консолями крыла. Самолет оснащался самым современным (на тот момент времени) пилотажно-навигационным, контрольным и специальным оборудованием.

Первый прототип самолета ПС-35.
Первый прототип самолета ПС-35.

Испытания экспериментального образца начались в первой декаде августа 1936 года. Первый полет состоялся 20 августа. По ходу выявлялись определенные недостатки и дефекты, что потребовало внесения необходимых изменений в конструкцию. Стоит отметить, что 15 сентября провели контрольные перелеты из Москвы в Ленинград и обратно. Первый полет продолжался 1 час 58 минут (средняя скорость при этом составляла 320 км/ч), а второй 1 час и 40 минут (со средней скоростью в 380 км/ч). Основные летно-технические характеристики, которые были получены на испытаниях, приведены на скриншоте ниже.

Полученные на испытаниях характеристики самолета ПС-35.
Полученные на испытаниях характеристики самолета ПС-35.

Это были действительно отличные показатели. По их результатам решили запустить АНТ-35 в серийное производство (проект включили в план на 1937 год) и принять самолет на снабжение Гражданского Воздушного флота. Строительство планировалось развернуть на авиационном заводе № 156 или на авиационном заводе № 22. Сразу же после окончания испытаний, первый прототип решили продемонстрировать на 15-ой авиационной выставке, которая проходила в Париже. Однако, нерешенным оставался вопрос с типом используемой силовой установки и некоторыми конструктивными недостатками, которые могли сказаться при эксплуатации (к примеру, это высота салона в пассажирском отсеке). В связи с этим, машину несколько доработали и подготовили дублер для проведения дополнительных испытаний. Основное изменение заключалось в использовании другого типа силовой установки (теперь применялся двигатель М-62ИР с винтом ВИШ-21). По одному из источников, строительство дублера велось на заводе № 156, а сентябре 1937 года его передали заводу № 22. Третий и четвертый экземпляры сдали в декабре 1937 года. Некоторые расчетные характеристики обновленной машины приведены на скриншоте ниже.

Расчетные характеристики "дублера", второго прототипа ПС-35.
Расчетные характеристики "дублера", второго прототипа ПС-35.

Несмотря на очевидные сильные стороны (летные характеристики), от первоначальных планов по выпуску нескольких сотен экземпляров, отказались. Всего построили только 9 серийных машин. Основные причины такого решения, заключалась в необходимости наращивания объемов военного производства. Заводские мощности были перенаправлены в сторону увеличения выпуска бомбардировщиков семейства СБ. Однако, стоит отметить, что по совокупности всех характеристик (прежде всего эксплуатационных), машина не полной мере устраивала заказчика. К концу тридцатых годов, требования к самолетам подобного класса, снова были скорректированы. Так или иначе, ПС-35 остался невостребованным проектом. В период с 23 октября по 15 мая 1940 года, шестой серийный борт (постройки завода № 22) передали на дополнительные государственные испытания. Полученные характеристики приведены на скриншоте ниже.

Некоторые характеристики серийного самолета ПС-35.
Некоторые характеристики серийного самолета ПС-35.

Построенные экземпляры эксплуатировались как внутренних, так и на заграничных линиях, вплоть до 1941 года. С началом Великой Отечественной войны, самолеты применяли в военно-транспортных целях. На них осуществлялась переброска личного состава, а также доставка различных грузов (продовольствия, медикаментов, боеприпасов, горючего и т. д.).

Серийный пассажирский самолет ПС-35.
Серийный пассажирский самолет ПС-35.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Авто
5,66 млн интересуются