Приветствую. К середине тридцатых годов наметился качественный технологический прорыв в разработке скоростных поршневых самолетов. Это было обусловлено как появлением более мощных силовых установок, так и переходу к схеме моноплана. Немаловажную роль играло и использование более обтекаемых форм конструктивных элементов самолета, что позволяло снизить лобовое сопротивление (по сравнению с машинами разработки второй половины двадцатых годов). В результате предложенных нововведений, начались изыскания по новым проектам различных классов. К примеру, что касается фронтовых скоростных бомбардировщиков, то эту нишу заняли машины семейства АНТ-40 (СБ). Ранее на нашем канале уже вышло несколько статей, которые были посвящены этому знаменитому скоростному бомбардировщику (Ссылка на статью). Параллельно с ним, в ОКБ А. Н. Туполева, началось проектирование и нового скоростного пассажирского самолета в интересах гражданской авиации. Руководил этими работами авиационный конструктор А. А. Архангельский. При этом, машину предполагалось построить с определенной унификацией между бомбардировщиком АНТ-40. Пассажирский самолет получил название АНТ-35 (ПС-35).
Подготовительные работы по проекту начались 1 августа 1934 года. Изначально, в качестве силовой установки предполагалось использовать французский двигатель Gnome-Rhone Mistral Major 14Kdrs (или его советскую лицензионную копию М-85). Непосредственно рабочее проектирование началось с 1935 года. Параллельно проводились комплексные расчеты, разработка агрегатов функциональных систем, продувки моделей и т. д. Конструкторы старались применять в этом проекте наиболее перспективные решения, направленные на достижение лучших летно-эксплуатационных характеристик (к примеру капоты нового типа, автопилот, неразрезной стабилизатор с работающей обшивкой). В декабре был представлен макет самолета для его рассмотрения макетной комиссией. Рабочие чертежи подготовили в начале марта 1936 года. После всех необходимых согласований и утверждения итогового облика самолета, началось строительство опытного прототипа. Расчетные характеристики машины приведены на скриншоте ниже.
Конструктивно ПС-35 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий двухмоторный низкоплан с убирающимся шасси и классическим однокилевым оперением. Фюзеляж машины типа монокок, его каркас состоял из набора лонжеронов, шпангоутов и стрингеров. Пассажирский отсек был рассчитан на 10 человек. Он имел тепловую и звуковую изоляцию. Кроме того, была реализована система отопления и вентиляции. Крыло самолета имело трапециевидную форму, оно состояло из центроплана и отъемных консолей. Выполнили его по двухлонжеронной конструктивной схеме. В состав механизации входили элероны и посадочные щитки. Общая система управления была выполнена по двойной схеме. Также предусматривалась установка автопилота. Шасси самолета трехопорное, убирающиеся. В качестве силовой установки применялось два двигателя воздушного охлаждения (на прототипе Gnome-Rhone Mistral Major 14Kdrs, а на серийных машинах уже М-62ИР), которые располагались в мотогондолах, вынесенных между центропланом и консолями крыла. Самолет оснащался самым современным (на тот момент времени) пилотажно-навигационным, контрольным и специальным оборудованием.
Испытания экспериментального образца начались в первой декаде августа 1936 года. Первый полет состоялся 20 августа. По ходу выявлялись определенные недостатки и дефекты, что потребовало внесения необходимых изменений в конструкцию. Стоит отметить, что 15 сентября провели контрольные перелеты из Москвы в Ленинград и обратно. Первый полет продолжался 1 час 58 минут (средняя скорость при этом составляла 320 км/ч), а второй 1 час и 40 минут (со средней скоростью в 380 км/ч). Основные летно-технические характеристики, которые были получены на испытаниях, приведены на скриншоте ниже.
Это были действительно отличные показатели. По их результатам решили запустить АНТ-35 в серийное производство (проект включили в план на 1937 год) и принять самолет на снабжение Гражданского Воздушного флота. Строительство планировалось развернуть на авиационном заводе № 156 или на авиационном заводе № 22. Сразу же после окончания испытаний, первый прототип решили продемонстрировать на 15-ой авиационной выставке, которая проходила в Париже. Однако, нерешенным оставался вопрос с типом используемой силовой установки и некоторыми конструктивными недостатками, которые могли сказаться при эксплуатации (к примеру, это высота салона в пассажирском отсеке). В связи с этим, машину несколько доработали и подготовили дублер для проведения дополнительных испытаний. Основное изменение заключалось в использовании другого типа силовой установки (теперь применялся двигатель М-62ИР с винтом ВИШ-21). По одному из источников, строительство дублера велось на заводе № 156, а сентябре 1937 года его передали заводу № 22. Третий и четвертый экземпляры сдали в декабре 1937 года. Некоторые расчетные характеристики обновленной машины приведены на скриншоте ниже.
Несмотря на очевидные сильные стороны (летные характеристики), от первоначальных планов по выпуску нескольких сотен экземпляров, отказались. Всего построили только 9 серийных машин. Основные причины такого решения, заключалась в необходимости наращивания объемов военного производства. Заводские мощности были перенаправлены в сторону увеличения выпуска бомбардировщиков семейства СБ. Однако, стоит отметить, что по совокупности всех характеристик (прежде всего эксплуатационных), машина не полной мере устраивала заказчика. К концу тридцатых годов, требования к самолетам подобного класса, снова были скорректированы. Так или иначе, ПС-35 остался невостребованным проектом. В период с 23 октября по 15 мая 1940 года, шестой серийный борт (постройки завода № 22) передали на дополнительные государственные испытания. Полученные характеристики приведены на скриншоте ниже.
Построенные экземпляры эксплуатировались как внутренних, так и на заграничных линиях, вплоть до 1941 года. С началом Великой Отечественной войны, самолеты применяли в военно-транспортных целях. На них осуществлялась переброска личного состава, а также доставка различных грузов (продовольствия, медикаментов, боеприпасов, горючего и т. д.).
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.