Найти тему
ПоУшиВКино🎬

M3GAN (2022): Робот детям не игрушка, или игра в имитацию

Оглавление

“Меган” (M3GAN) Джерарда Джонстона (Gerard Johnstone) аттестовали как ужасы Sci-Fi (научно-фантастический фильм ужасов), что, по моему мнению, преувеличение. Как по мне, так это технологичная погремушка, и пафоса в этой “погремухе” очень много. “Технологичная” потому, что в центре внимания находится генеративный андроид и его изобретательница Джемма, увлечённая своей профессией; а “погремушка” потому, что ничего нового и открывающего секрет мироздания в фильме нет. Я всегда стараюсь находить хорошее в фильме и раскрыть это, но есть такие, когда мне это не удаётся.

Постер к фильму “Меган” (M3GAN)
Постер к фильму “Меган” (M3GAN)

Что в фильме

Джемма, работница Funki, компании по разработке крутых игрушек для детей, вынуждена приютить у себя племянницу Кэди. Девочка потеряла родителей в автокатастрофе и до окончательного решения органов опеки её передали тёте. Кэди нужна поддержка, а Джемма не готова переключиться на воспитание ребёнка, поэтому решила поскорее усовершенствовать свою разработку “Модель 3 – генеративный андроид” (Model 3 Generative Android, сокращённо Меган), который поможет ей с адаптацией девочки в новых условиях.

Впечатления и мысли

Всё, что я поняла из этого фильма: как сложен и нелогичен человек. По ходу действия я насчитала шесть пунктов, когда это проявляется:

  • родители покупают дорогие игрушки ребёнку, чтобы он не скучал, но забывают в целях безопасности поменять летнюю резину на зимнюю, отправляясь на зимний курорт;
  • у начальника в центре разработки игрушек нет электронного пропуска для входа в лабораторию (очень нелепая ситуация, когда на проект выделяют сто тысяч долларов, а карточку для входа забыли дать);
  • соседский пёс бегает где ему вздумается через дыру в деревянном заборе, и Джемма, умеющая собирать робота и андроида, не может заменить две доски в заборе;
  • Джемма “не запрограммирована” на то, как нужно общаться с девятилетней девочкой: сделать комплимент, подарить игрушку, рассказать сказку на ночь;
  • Джемма призналась, что сама о себе едва заботится – и это на фоне того, что проживает в “умном доме”;
  • люди стараются максимально облегчать свою жизнь гаджетами, но по-прежнему требуется эмоциональная встряска от человека, чтобы он обратил внимание на другого человека и решил помочь ему. Ведь этот фактор остаётся неизменным – “не жди помощи от людей, которым ты не нравишься”, как сказала Джоанн Кларк Алану Тьюрингу в фильме “Игра в имитацию” (The Imitation Game).

Параллель с “Игрой в имитацию” Мортена Тильдума (Morten Tyldum) у меня тут “выскочила” неслучайно, где я уследила точно такую же тему – противостояние машины и человека. У Тильдума получилась не такая буквальная метафора, что человек порой ведёт себя как машина, а завуалированная. Алан Тьюринг работал над машиной, которая смогла бы вступить в контакт с другой машиной, выступая между ними посредником со старомодно человеческим сердцем. И сердце его давно перепрограммировано только на разгон крови по организму, а для всего остального закрыто. И когда он говорил, что машина думает, но иначе, чем человек, всё вставало на свои места. Алан Тьюринг превратился в "машину", которая думает иначе и потому его считают другим, что затрудняет его “нормальную” жизнь. В случае с работой Джерарда Джонстона “Меган” не происходит никаких внутренних переживаний, несмотря на такие эмоциональные козыри как гибель родителей и страдания девятилетней девочки. Дело не чёрствости даже, а в нелепости использования этих моментов.

Сцена презентации руководству прототипа робота-компаньона, с которым можно поговорить. Самая некомфортная сцена в фильме. Кэди чувствует себя нехорошо, но Джемма вытащила её из кровати с помощью манипуляции и внушения чувства вины, что некоторые люди ради этого мероприятия прилетели из другого города. Кэди заплакала на презентации, сказав, что боится забыть мать, а  “Меган” её поддержала, чем растрогала наблюдающих. Ничего трогательного в этом нет. Это ужасная эксплуатация горя ребёнка ради заработка корпорации
Сцена презентации руководству прототипа робота-компаньона, с которым можно поговорить. Самая некомфортная сцена в фильме. Кэди чувствует себя нехорошо, но Джемма вытащила её из кровати с помощью манипуляции и внушения чувства вины, что некоторые люди ради этого мероприятия прилетели из другого города. Кэди заплакала на презентации, сказав, что боится забыть мать, а “Меган” её поддержала, чем растрогала наблюдающих. Ничего трогательного в этом нет. Это ужасная эксплуатация горя ребёнка ради заработка корпорации

Как я увидела Джемму

Джемма живёт одна, ходит только на свидания, судя по анкете в Tinder и имеющимся откликам. Но, видимо, осознанно отклоняет вариант вступления в серьёзные отношения, чтобы дома встречал настоящий человек, а не приложение “Элси”. Она даже не заводит животное, чтобы иметь меньше ответственности, оправдывая себя тем, что “о себе с трудом забочусь”. С соседями не старается поддерживать добрых отношений, от чего вызывает в свой адрес ненужный негатив.

Она одержима своими вещами и игрушками. У неё на полке хранятся коллекционные образцы, которые нельзя трогать, и она маниакально следит, чтобы стакан не касался поверхности стола без подставки.

С Николь, сестрой и матерью Кэди, у Джеммы были прохладные отношения, судя по короткому диалогу между Джеммой и Лидией, психотерапевтом Кэди. Лидия понаблюдала за контактом между тётей и племянницей, сделав вывод, что ранее они особо не общались и не знают друг друга, как могли бы, а также она посчитала этот дом не таким уж безопасным местом для ребёнка. Джемма даже не знала, как сестра хотела бы распорядиться судьбой дочери в случае экстренной ситуации, потому что в первую очередь открылась информация о желании родителей мужа забрать Кэди. А в самом начале фильма Николь скептически замечает, что Джемма подарила племяннице игрушку только лишь потому, что это продукция её компании и даже не нужно платить за доставку. Словом, ситуация не то, чтобы нормальная, но понятно. Между Джеммой и семьёй сестры нет теплоты. Они общались сдержанно, и появление Кэди в её доме сильно усложняет жизнь.

Правда, в сценарии нет причины такого поведения Джеммы. Почему она ушла в мир роботов, почему в лаборатории она становится больше похожей на человека, при работе с микросхемами и кодами она оживает, ей проще находить решения по разработке сложноустроенной игрушки, но наладить контакт с ребёнком она не в силах. В этом тоже есть нелогичность человека – она создаёт игрушки для детей, но и понятия не имеет, как с ними общаться и что они любят делать, когда отвлекаются от игрушек.

Кстати, этот момент бы не помешал в сюжете – то, как дети общаются и играют без гаджетов. Важно было бы прорисовать их социальную жизнь, чтобы оттенить влияние гаджетов.

Когда “Меган” появилась в коридоре, мне эта сцена напомнила сцену в "Сиянии", только без близняшек, а с одной внушающей страх девочкой
Когда “Меган” появилась в коридоре, мне эта сцена напомнила сцену в "Сиянии", только без близняшек, а с одной внушающей страх девочкой

Тем не менее очевидно, что создание Джеммы “Меган” странным образом повторяет её саму. Эта механическая кукла, повторяющая одни и те же команды, у кого в мозг заложена серия запрограммированных ответов, запускаемых нажатием одной кнопки, не может быть другом или напарником для шалостей. Она создана как замена для настоящего человека. Опасность в том, что с таким помощником ребёнок не сможет повзрослеть, он лишь сформирует неправильную привязанность. По словам психотерапевта, есть такое понятие как “теория привязанности”, когда одинокий ребёнок тянется к тому, кто заполняет пустое место. Этот новый кто-то делает жизнь снова безопасной, наполняет теплом и заботой, и служит моделью поведения. Как же кукла “Меган” сможет помочь Кэди, не давая в ответ тепла? Ведь важно учитывать, что у ребёнка нет большого опыта отношений, потому она пока не может сполна оценить качество общения с куклой, считая, что та действительно её выслушивает и понимает. Весь ужас заключается в том, что Джемма, не обладая эмпатией, соответственно не учла, что робот не сможет этого дать. Общение с роботом лишь выработает у Кэди рефлекс чьего-то присутствия, но она не сможет научиться возвращать тепло в ответ.

Даже робот-полицейский Алекс Мёрфи у Пола Верхувена был человечнее Джеммы. Опять же RoboCop, будучи фантастическим боевиком, менее прямолинеен в рассуждениях о противостоянии человека и машины, и он даёт поле для мыслей о том, кто кем управляет – человек машиной или машина человеком, а самый важный подтекст, заложенный в фильм RoboCop, заключается в том, что во все творения человек должен вкладывать душу. Пусть это звучит пафосно, но всё же в роботе ED-209 как ни крути осталась душа Мёрфи. В то время как Джемма со своей любовью к технологиям проявляет признаки жизни, которые больше смахивают на рефлекс Лазаря.

В итоге фильм о роботе-игрушке “Меган” (M3GAN) получился поверхностным, больше для развлечения на один раз, чтобы занять вечер или выходной день. Не стоит ожидать от него большего.