“Меган” (M3GAN) Джерарда Джонстона (Gerard Johnstone) аттестовали как ужасы Sci-Fi (научно-фантастический фильм ужасов), что, по моему мнению, преувеличение. Как по мне, так это технологичная погремушка, и пафоса в этой “погремухе” очень много. “Технологичная” потому, что в центре внимания находится генеративный андроид и его изобретательница Джемма, увлечённая своей профессией; а “погремушка” потому, что ничего нового и открывающего секрет мироздания в фильме нет. Я всегда стараюсь находить хорошее в фильме и раскрыть это, но есть такие, когда мне это не удаётся.
Что в фильме
Джемма, работница Funki, компании по разработке крутых игрушек для детей, вынуждена приютить у себя племянницу Кэди. Девочка потеряла родителей в автокатастрофе и до окончательного решения органов опеки её передали тёте. Кэди нужна поддержка, а Джемма не готова переключиться на воспитание ребёнка, поэтому решила поскорее усовершенствовать свою разработку “Модель 3 – генеративный андроид” (Model 3 Generative Android, сокращённо Меган), который поможет ей с адаптацией девочки в новых условиях.
Впечатления и мысли
Всё, что я поняла из этого фильма: как сложен и нелогичен человек. По ходу действия я насчитала шесть пунктов, когда это проявляется:
- родители покупают дорогие игрушки ребёнку, чтобы он не скучал, но забывают в целях безопасности поменять летнюю резину на зимнюю, отправляясь на зимний курорт;
- у начальника в центре разработки игрушек нет электронного пропуска для входа в лабораторию (очень нелепая ситуация, когда на проект выделяют сто тысяч долларов, а карточку для входа забыли дать);
- соседский пёс бегает где ему вздумается через дыру в деревянном заборе, и Джемма, умеющая собирать робота и андроида, не может заменить две доски в заборе;
- Джемма “не запрограммирована” на то, как нужно общаться с девятилетней девочкой: сделать комплимент, подарить игрушку, рассказать сказку на ночь;
- Джемма призналась, что сама о себе едва заботится – и это на фоне того, что проживает в “умном доме”;
- люди стараются максимально облегчать свою жизнь гаджетами, но по-прежнему требуется эмоциональная встряска от человека, чтобы он обратил внимание на другого человека и решил помочь ему. Ведь этот фактор остаётся неизменным – “не жди помощи от людей, которым ты не нравишься”, как сказала Джоанн Кларк Алану Тьюрингу в фильме “Игра в имитацию” (The Imitation Game).
Параллель с “Игрой в имитацию” Мортена Тильдума (Morten Tyldum) у меня тут “выскочила” неслучайно, где я уследила точно такую же тему – противостояние машины и человека. У Тильдума получилась не такая буквальная метафора, что человек порой ведёт себя как машина, а завуалированная. Алан Тьюринг работал над машиной, которая смогла бы вступить в контакт с другой машиной, выступая между ними посредником со старомодно человеческим сердцем. И сердце его давно перепрограммировано только на разгон крови по организму, а для всего остального закрыто. И когда он говорил, что машина думает, но иначе, чем человек, всё вставало на свои места. Алан Тьюринг превратился в "машину", которая думает иначе и потому его считают другим, что затрудняет его “нормальную” жизнь. В случае с работой Джерарда Джонстона “Меган” не происходит никаких внутренних переживаний, несмотря на такие эмоциональные козыри как гибель родителей и страдания девятилетней девочки. Дело не чёрствости даже, а в нелепости использования этих моментов.
Как я увидела Джемму
Джемма живёт одна, ходит только на свидания, судя по анкете в Tinder и имеющимся откликам. Но, видимо, осознанно отклоняет вариант вступления в серьёзные отношения, чтобы дома встречал настоящий человек, а не приложение “Элси”. Она даже не заводит животное, чтобы иметь меньше ответственности, оправдывая себя тем, что “о себе с трудом забочусь”. С соседями не старается поддерживать добрых отношений, от чего вызывает в свой адрес ненужный негатив.
Она одержима своими вещами и игрушками. У неё на полке хранятся коллекционные образцы, которые нельзя трогать, и она маниакально следит, чтобы стакан не касался поверхности стола без подставки.
С Николь, сестрой и матерью Кэди, у Джеммы были прохладные отношения, судя по короткому диалогу между Джеммой и Лидией, психотерапевтом Кэди. Лидия понаблюдала за контактом между тётей и племянницей, сделав вывод, что ранее они особо не общались и не знают друг друга, как могли бы, а также она посчитала этот дом не таким уж безопасным местом для ребёнка. Джемма даже не знала, как сестра хотела бы распорядиться судьбой дочери в случае экстренной ситуации, потому что в первую очередь открылась информация о желании родителей мужа забрать Кэди. А в самом начале фильма Николь скептически замечает, что Джемма подарила племяннице игрушку только лишь потому, что это продукция её компании и даже не нужно платить за доставку. Словом, ситуация не то, чтобы нормальная, но понятно. Между Джеммой и семьёй сестры нет теплоты. Они общались сдержанно, и появление Кэди в её доме сильно усложняет жизнь.
Правда, в сценарии нет причины такого поведения Джеммы. Почему она ушла в мир роботов, почему в лаборатории она становится больше похожей на человека, при работе с микросхемами и кодами она оживает, ей проще находить решения по разработке сложноустроенной игрушки, но наладить контакт с ребёнком она не в силах. В этом тоже есть нелогичность человека – она создаёт игрушки для детей, но и понятия не имеет, как с ними общаться и что они любят делать, когда отвлекаются от игрушек.
Кстати, этот момент бы не помешал в сюжете – то, как дети общаются и играют без гаджетов. Важно было бы прорисовать их социальную жизнь, чтобы оттенить влияние гаджетов.
Тем не менее очевидно, что создание Джеммы “Меган” странным образом повторяет её саму. Эта механическая кукла, повторяющая одни и те же команды, у кого в мозг заложена серия запрограммированных ответов, запускаемых нажатием одной кнопки, не может быть другом или напарником для шалостей. Она создана как замена для настоящего человека. Опасность в том, что с таким помощником ребёнок не сможет повзрослеть, он лишь сформирует неправильную привязанность. По словам психотерапевта, есть такое понятие как “теория привязанности”, когда одинокий ребёнок тянется к тому, кто заполняет пустое место. Этот новый кто-то делает жизнь снова безопасной, наполняет теплом и заботой, и служит моделью поведения. Как же кукла “Меган” сможет помочь Кэди, не давая в ответ тепла? Ведь важно учитывать, что у ребёнка нет большого опыта отношений, потому она пока не может сполна оценить качество общения с куклой, считая, что та действительно её выслушивает и понимает. Весь ужас заключается в том, что Джемма, не обладая эмпатией, соответственно не учла, что робот не сможет этого дать. Общение с роботом лишь выработает у Кэди рефлекс чьего-то присутствия, но она не сможет научиться возвращать тепло в ответ.
Даже робот-полицейский Алекс Мёрфи у Пола Верхувена был человечнее Джеммы. Опять же RoboCop, будучи фантастическим боевиком, менее прямолинеен в рассуждениях о противостоянии человека и машины, и он даёт поле для мыслей о том, кто кем управляет – человек машиной или машина человеком, а самый важный подтекст, заложенный в фильм RoboCop, заключается в том, что во все творения человек должен вкладывать душу. Пусть это звучит пафосно, но всё же в роботе ED-209 как ни крути осталась душа Мёрфи. В то время как Джемма со своей любовью к технологиям проявляет признаки жизни, которые больше смахивают на рефлекс Лазаря.
В итоге фильм о роботе-игрушке “Меган” (M3GAN) получился поверхностным, больше для развлечения на один раз, чтобы занять вечер или выходной день. Не стоит ожидать от него большего.