С добавлением Jumbo-Visma в список спонсируемых команд, в который вошли Movistar Team и Trek-Segafredo, теперь есть три команды мирового тура, которые используют групсеты SRAM, которые постепенно захватывают часть велосипедного рынка в упорной борьбе за наибольшую долю, которую сейчас занимает Shimano. Есть еще Campagnolo, но они едва выживают из-за постоянного уменьшения присутствия на стоковых велосипедах.
Политика SRAM.
Не только среди профессиональных команд, но и в стандартном производстве SRAM завоевывает все большее присутствие среди шоссейных моделей благодаря политике бренда, направленной на то, чтобы уделять приоритетное внимание OEM-рынку и обеспечивать быструю поставку продукции. Если добавить проблемы с дистрибуцией у Shimano в результате пандемии, мы придем к текущей ситуации, в которой даже многие топовые модели теперь используют SRAM Red в отличие от некогда вездесущего Shimano Dura-Ace.
Американская фирма также смогла представить хорошее масштабирование своих моделей, в то же время делая ставку на свою технологию беспроводного электронного переключения AXS, которую она внедрила в средний класс. Несмотря на это, некоторые из его механических групповых наборов все еще есть в каталоге.
Следует выделить инновации SRAM, которые делают их групсеты отличным вариантом. Во-первых, с механическими наборами групп это было двойное нажатие, которое с помощью одного рычага позволяло как опускать, так и поднимать звездочки или звездочки. Теперь в электронных наборах AXS groupset используется система eTap, в которой рычаги на шифтерах отвеают за переключение заднего переключателя. При этом левый рычаг используется для понижения передач, а правый - для повышения. Чтобы сдвинуть передний переключатель - необходимо нажать оба шифтера одновременно.
Кроме того, с момента последнего обновления SRAM разработала свои дорожные групсеты так, чтобы они подходили и для гравийных велосипедов, благодаря доступным передаточным числам, к которым недавно присоединились версии XPLR с более широкими диапазонами, или для таких функций. Будучи первым брендом, создавшим прочную приверженность к одной звезде спереди с момента создания групп Force 1, изначально предназначенного для циклокросса и ставшего первым набором групп специально для гравия.
Наконец, среди специфических характеристик групсетов SRAM нельзя не упомянуть их кассеты, которые окончательно отказались от системы HG Shimano, используемой в их механических группах в пользу сердечников XDR с характерной 10-зубчатой звездочкой, с которой начинается модельный ряд и которая несколько лет назад вызвала столько споров среди дорожных профессионалов, из-за передаточных чисел, выбранных для профессионалов, когда появилась текущая версия SRAM Red.
Электронные наборы групп:
В 2016 году SRAM вышла на рынок электронных групповых комплектов, представив свой первый 11-ск Red eTap, который заложил основу для нынешних электронных групповых комплектов AXS, выпущенных брендом в 2019 году, наряду с существенным изменением политики продвижения OEM-сборок, которые в настоящее время широко представлены в модельных рядах, расширив их ассортимент.присутствие на уровнях Force и Rival.
Если говорить про отличия групсетов, то, благодаря электронике, они работают практически идентично. Изменяются материалы, выбранные для их изготовления, и доступных диапазонов переключения.
SRAM Red eTap AXS
Это флагманский групсет SRAM, который используют профессиональные велосипедисты Jumbo-Visma, Movistar Team и Trek-Segafredo на своих велосипедах.
Он характеризуется такими аспектами, как крепление передних звезд к шатуну, в котором звезды объединены в одно целое. Это экономит вес, и позволяет в нужной ситуации установить одну или две звезды, или звезды с мощемером.
Передний переключатель имеет любопытную особенность, характерную для SRAM, впервые использованную на механическом SRAM Red с 10 скоростями: переключатель не только перемещается вбок, но и совершает небольшое поворотное движение, чтобы избежать трения цепи, не меняя своего положения даже в экстремальных условиях.
Со своей стороны, задний переключатель выделяется системой демпфирования Orbit, в которой, в отличие от обычно используемых фрикционных систем, используется небольшая гидравлическая втулка, замедляющая рывки, вызванные ударами, и обеспечивающая медленные движения, вызванные смещением цепи. Цепь, которая поражает своим необычным дизайном, с плоской внешней частью, которая, по словам бренда, помогает продлить срок службы цепи.
В прошлом году SRAM добавила к этому набору групп версию XPLR, которая ориентирована на гравийный и легкий велотуризм и позволяет использовать кассету с зубьями до 44.
Говоря о зубьях, SRAM внесла изменение в парадигму, включив кассеты XRD с маленькими 10-зубчатыми звездочками, что сопровождалось уменьшением размера звездочек цепи, что обеспечивает больший диапазон зацепления и лучшее масштабирование с меньшим количеством скачков. Однако предложение вызвало критику со стороны профессиональных велосипедистов, для которых ему пришлось производить исключительно кольца с обычными звездочками, которые теперь стали доступны для продажи широкой публике.
- 2-ск звезды: 46/33, 48/35, 50/37, 52/39 (только для измерителя мощности), 54/41 (только для измерителя мощности), 56/43 (только для измерителя мощности)
- 1-ск звезды: 50, 48, 46, 44, 42, 40, 38, 36. Опция измерителя мощности с воздушным кольцом 52, 50, 48.
- Шатуны: доступны длиной 165 мм, 167,5 мм, 170 мм, 172,5 мм, 175 мм и 177,5 мм
- Переключатель: обычная версия или версия XPLR, которая поддерживает до 44 зубчатых звездочек
- Кассета: обычная 10-26, 10-28, 10-33; XPLR 10-44
- Диски: 140 или 160 мм
- Цена полного набора групп: от 1.496 до 2.715 €.
SRAM Force eTap AXS.
Второй шаг в линейке SRAM мало отличается от топовой версии, в основном качеством материалов, в результате чего набор групп выглядит более прочным. Тем не менее, работа практически идентична работе Red.
В SRAM Force eTap AXS шатуны обходятся без системы звездочка-паук в конфигурациях с двумя звездочками, чтобы использовать обычную сборку, хотя и с особым диаметром анкера и 4 рычагами. В любом случае, рукоятки сохраняют съемную крестовину и могут быть заменены на специальные с измерителем мощности, подходящие для вариантов с одним или двумя кольцами цепи.
Задний переключатель оснащен системой демпфирования корпуса фрикционного шкива и, как и красный, доступен в обычном исполнении и исполнении XPLR.
- 2-ск звезды: 46/33, 48/35, ширина 43/30
- 1-ск звезды: 46, 40; только с измерителем мощности 48, 44, 42, 38, 36; аэро-версия с измерителем мощности 52, 50, 48
- Рукоятки: доступны длиной 165 мм, 167,5 мм, 170 мм, 172,5 мм, 175 мм и 177,5 мм
- Переключатель: обычная версия или версия XPLR, которая принимает звездочки до 44 зубьев
- Кассета: обычная 10-28, 10-30, 10-33; XPLR 10-44
- Диски: 140 или 160 мм
- Цена полного набора групп: от 543 до 1.385 €.
SRAM Rival eTap AXS
Последним дополнением к линейке беспроводных устройств SRAM является Rival, с помощью которого бренд стремился завоевать средний ассортимент велосипедных каталогов. Он имеет много общего с Force, хотя мы видим изменения в измерителях мощности, в данном случае встроенных в кривошипную ось, которая крепится к левой рукоятке и может быть приобретена отдельно в качестве модернизации.
Кассеты теряют монолитность изготовления, характерную для более высоких групп, но разделяют с ними использование специфической системы XDR core.
- 2-ск звезды: 46/33, 48/35, ширина 43/30
- 1-ск звезда: 46, 40; только с измерителем мощности 44, 42, 38
- Рукоятки: доступны длиной 160 мм, 165 мм, 170 мм, 172,5 мм, 175 мм
- Переключатель: обычная версия или версия XPLR, которая принимает звездочки до 44 зубьев
- Кассета: обычная 10-30, 10-36; XPLR 10-44
- Диски: 140 или 160 мм
- Цена полного набора групп: не доступен как полный набор групп, только отдельные компоненты
Механические наборы групп
Несмотря на то, что компания SRAM полностью отдала предпочтение электронным групчетам, она продолжает поддерживать в своем каталоге механические групсеты с 10 и 11 звездочками, которые много лет назад были основной особенностью установок, а теперь отошли на второй план как опция для тех немногих, кто все еще доверяет механике, или как источник запасных частей для тех, у кого все еще есть велосипеды тех лет.
В любом случае, режим двойного нажати по-прежнему остается чрезвычайно точным и это экономичный вариант, по сравнению с электронными аналогами.
Кроме того, у нас есть варианты с 1ск звездой специально для гравийников. Правда это отражается на разнице между передаточными числами.
Что касается кассет, то есть кассеты HG system, такие же, как у Shimano, с некоторыми опциями XDR, такими как кассета Force для групп с 1-ск звездочкой.
Оригинал статьи на сайте ВеликиКолеса