Про армейские приключения и бардак рассказывает и книга Ярослава Гашека 1923г., и наша культовая комедия 2000г.
Начинаются обе с призыва. В случае Швейка – по мобилизации на Первую мировую, в случае Гены Бобкова – осеннего призыва в ряды ВС РФ в «лихие 90-е». Оба персонажа удивляют окружающих готовностью служить:
«А я лично еду в армию на халяву здоровья и знаний набираться.» (Бобков)
«Войдя в зал, где должно было происходить исследование его психического состояния, и заметив на стене портрет австрийского императора, громко воскликнул: «Господа! Да здравствует государь император Франц-Иосиф I!» («Швейк перед судебными врачами»)
Показано, что в армию «гребут» всех – и годных, и негодных, без разбора:
«Кадет Биглер был слаб, как муха. За это время он успел побывать в нескольких холерных пунктах <…> Когда кадет Биглер обратил внимание врача на то, что чувствует себя очень слабым, тот, улыбаясь, ответил: "Золотую медаль за храбрость у вас ещё хватит сил унести. Ведь вы же добровольно пошли на войну".
Итак, кадет Биглер отправился за золотой медалью.» (Швейк)
«За дело принялся знающий человек — наш военком. Он собрал всех тунеядцев, дураков и калек в районе, даже глухих определил в погранотряд "Альпийские тетерева". Столько лет уже прошло, а они ещё где-то чудят!» (ДМБ)
Собственно военных действий в историях нет. Изображаются периоды подготовки к службе. С главными героями происходит масса приключений. Они то и дело попадают в нелепые, комичные ситуации, но ведут себя невозмутимо, будто эти ситуации вполне естественны.
Начальником воинского поезда по назначению штаба был офицер запаса – доктор Мраз. Для исполнения столь бестолковых дел всегда назначали офицеров запаса. Мраз совсем потерял голову. Он вечно не мог досчитаться одного вагона, хотя до войны был преподавателем математики в реальном училище. (Швейк)
Показано, что порядок и уважение явно не царили ни в армии Австро-Венгрии начала ХХ века, ни в армии России 1990-х.
Героям «ДМБ» так доходчиво разъясняют иерархию в казарме (деление на «духов», «черпаков», «дедов» и «дембелей»), что они попадают в медсанчасть.
Поручик спросил Швейка:
— Где твои документы?
Швейк предъявил документы, и поручик, удостоверившись в правильности маршрута Швейка от штаба к роте, вернул ему бумаги и благосклонно сказал капралу, сидевшему за столом:
— Информируйте его, — и снова заперся в своей канцелярии.
Когда дверь за ним захлопнулась, штабной писарь-фельдфебель схватил Швейка за плечо и, отведя его к дверям, информировал следующим образом:
— Чтоб и духу твоего здесь не было, вонючка! (Швейк)
Имеются и рассказы о «гениальных» тактических и стратегических решениях:
"Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты, причём вручную. Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл, в этом наша стратегия." (ДМБ)
Вы читали в "Национальной политике" о поручике артиллерии Бергере, который влез на высокую ель и устроил там наблюдательный пункт? Наши отступили, и он уже не мог слезть, потому что иначе попал бы в плен, вот и стал ждать, когда наши опять отгонят неприятеля, и ждал целых две недели, пока не дождался. Целых две недели сидел на дереве и, чтобы не умереть с голоду, питался ветками и хвоей, всю верхушку у ели обглодал. (Швейк)
Армии, в которых служат герои, многонациональные. В российской армии есть тунгусы (они же эвенки; от них сержант Лавров пытался заразиться ветрянкой), евреи (каптёр Гера Либерман), украинцы (ефрейтор Галагура) и, конечно, русские. В австро-венгерской армии Йозеф Швейк – сам чех из Праги – встречает немцев (это в основном офицеры), венгров (там они проходят как «мадьяры»), евреев (фельдкурат Кац), поляков и чехов.
Всюду стояли пушки и обозы; из каждого дома выходили солдаты разных полков, среди них выделялись германцы. Они с видом аристократов раздавали австрийским солдатам сигареты из своих богатых запасов. У германских кухонь на площади стояли даже бочки с пивом. Германским солдатам раздавали пиво в обед и в ужин, а вокруг них, как голодные кошки, бродили заброшенные австрийские солдаты с животами, раздувшимися от грязного подслащённого отвара цикория. (Швейк)
Лучшее в обоих произведениях – «истории из жизни», армейские и гражданские байки, которые вставлены там-сям в основную историю.
Швейк сотню раз в книге начинает: «Вот был такой случай…» или «Вот, например, …» и рассказывает о какой-нибудь абсурдной ситуации из мирной или военной жизни.
«Приведу вам ещё один пример, как полицейская собака, овчарка знаменитого ротмистра Роттера, ошиблась в Кладно. Ротмистр Роттер дрессировал собак и тренировал их на бродягах до тех пор, пока все бродяги не стали обходить Кладненский район стороной. Тогда Роттер приказал, чтобы жандармы, хоть тресни, привели какого-нибудь подозрительного человека. Вот привели к нему однажды довольно прилично одетого человека, которого нашли в Ланских лесах. Он сидел там на пне. Роттер тотчас приказал отрезать кусок полы от его пиджака и дал этот кусок понюхать своим ищейкам. Потом того человека отвели на кирпичный завод за городом и пустили по его следам этих самых дрессированных собак, которые его нашли и привели назад. Затем этому человеку велели залезть по лестнице на чердак, прыгнуть через каменный забор, броситься в пруд, а собак спустили за ним. Под конец выяснилось, что человек этот был депутат-радикал, который поехал погулять в Ланские леса, когда ему опротивело сидеть в парламенте. Вот поэтому-то я и говорю, что всем людям свойственно ошибаться, будь то учёный или дурак необразованный.» (Швейк)
«ДМБ» рассказывает про «чёрного прапора», игру в «дембельский поезд», генеральскую охоту на «хряка», «классификацию» НЛО...
«Швейк» – про арест за выкопанного в огороде скелета, про сумасшедший дом (где один пациент «выдавал себя за святых Кирилла и Мефодия, чтобы получать двойную пайку»), про венгерский театр (куда артиллерийские офицеры брали «призматические бинокли»), про именины начальника отдела («когда мы обошли с дюжину различных кабачков, то обнаружили, что начальник-то пропал, хотя мы загодя привязали его на верёвочку и водили за собой, как собачонку») и мн.др.
Кстати, основные байки и события и в «ДМБ», и в «Похождениях Швейка» завязаны на плотном общении с гранёным стаканом или пенной кружкой. Непросыхающие персонажи сами делают глупости и легче переносят иррациональность всего творящегося вокруг.
Капрал, увидев, что начальство пробуждается, подобострастно ответил:
- Осмелюсь доложить, господин обер-фельдкурат, вы изволите находиться в арестантском вагоне.
На лице патера мелькнуло удивление. С минуту он сидел молча и напряженно соображал, но безрезультатно. Между событиями минувшей ночи и пробуждением его в вагоне с решетками на окнах простиралось море забвения.
Присутствует «туалетный» юмор.
Он [Дикий Прапор] зашёл в кабинку и заперся там навсегда.
Подпоручик Дуб нетерпеливо смотрел на часы. Никто не поверит, сколько требуется энергии и упорства, чтобы в таком состоянии выдержать у двери пятнадцать минут, потом ещё пять, затем следующие пять и на стук рукой и ногами получать всё один и тот же ответ: «Сию минуту, господин подпоручик».
Подпоручика Дуба бросило в жар, особенно когда после обнадёживающего шуршания бумаги прошло ещё семь минут, а дверь всё не открывалась.
Самодурство начальства, голод, бесправие, болезни, тяжёлые бытовые условия солдат… В этом бардаке существуют неунывающие герои.
– Товарищ дембель, а когда нам кушать дадут?
– Никогда, товарищ дух. Это армия. (ДМБ)
Она обошла все постели, раздавая всем сигареты и шоколадные конфеты, затем опять подошла к Швейку, погладила его по голове со словами "Behut euch Gott"/ Храни вас бог (нем.)/ и покинула палату, сопровождаемая свитой.
Пока доктор Грюнштейн провожал баронессу, Швейк роздал цыплят, которые были проглочены с молниеносной быстротой. Возвратясь, доктор нашел только кучу костей, обглоданных так здорово, будто цыплята живьём попали в гнездо коршунов и их кости несколько месяцев палило солнце. Исчезли и военный ликёр и три бутылки вина. Исчезли в желудках пациентов плитки шоколада и пачка сухарей. Кто-то даже выпил флакон лака для ногтей из маникюрного набора, другой надкусил приложенную к зубной щётке зубную пасту. (Швейк)
Вечно голодные, вечно ко всему готовые и ничему не удивляющиеся – таковы простые солдаты.
Финальная фраза «ДМБ» вполне подошла бы и «Швейку»: «Русский солдат никогда не сдаётся. Один xpeн ему терять нечего.»
О других неожиданных параллелях в литературе и кино читайте в рубрике Литературные параллели!