Сентябрь, 1965 год. Топографическая группа под командованием подполковника Дузина пролетала над районом озёр Кокора и Лабаз, которые находятся неподалеку от полуострова Таймыр. На вертолете Ми-8 летели два летчика, трое топографов и местный ненец, Савелий Пересоль. В советское время привлечение местного населения для помощи в составлении карт и указании труднодоступных мест было распространенной практикой. Спустя время группа перестала выходить на связь. Через несколько дней поисковая группа наткнулась на обломки сгоревшего вертолета. Далее их взгляду предстала ужасающая картина: пять мужчин лежали недалеко друг от друга. Трое из них были мертвы, двое - в коме. В добром здравии остался только Савелий Пересоль. В момент прибытия спасательной группы, он исполнял некое подобие шаманского танца, бил в кастрюлю подобно бубну и постоянно повторял, что духи виновны в смерти мужчин. Пересоль сразу же был арестован.
____________
Полет проходил в штатном режиме. Внезапно вертолет затрясло. Как позже выяснилось, что-то случилось с гидравликой, передающей движения от ручки пилота на ось винта. Ручка начала бить летчика по ногам, вертолет падал. Высота, к счастью, была небольшой. Удар был сильный, но особо никто не пострадал. В синяках и ссадинах, члены группы растерянно переглядывались. Первым пришел в себя пилот, почувствовав запах горелой проводки. Он скомандовал всем немедленно покинуть вертолет. Показались языки пламени внутри кабины. Спустя 30 минут от вертолета остался только обгорелый остов. Первоначальная радость от чудесного спасения сменилась большой тревогой - что делать дальше? Теплые вещи и недельный запас еды сгорели в вертолете. Вокруг на сотни километров нет ни единой души. Надежда оставалась на поисковую группу, которая, по прикидкам Дузина, должна была вылететь на их поиски через несколько часов. В сентябре на Таймыре значения температуры в дневное время составляют не больше +7 градусов, ночью температура падает до -1.
Первую ночь провели рядом с вертолетом, надеясь, что такой большой ориентир будет легко заметить с воздуха. Но никто не прилетел. Никто не прилетел и на второй, и на третий день. Надежда на спасение угасала. Группе удалось разжечь небольшой костерок вблизи вертолета, но таймырский кустарник не мог обеспечить хорошего огня. В эти дни мужчинам удалось добыть несколько леммингов и десяток мышей, делали отвары из брусники и морошки. В обгоревшем вертолете нашли сковородку и кастрюлю. На четвертый день ослабевшие и замерзшие мужчины услышали в далеке звук пролетающего вертолета и побежали в его сторону. К сожалению, их никто не заметил. В ту ночь сна не было почти ни у кого, силы были на исходе. Из всей группы был хорошо одет только Савелий Пересоль (ненцы редко снимают свою одежду), Дузин успел выскочить из вертолета в ватнике, которым по очереди грелись другие члены группы в ночное время. На исходе четвертого дня Савелий Пересоль начинает говорить:
"Ой-ой, какие вы все шибко глупые! Зачем сидим? Кого ждем? Сегодня ветер болото заморозит - копальхен найти трудно будет! Надо было еще в первый день на болоте искать - нашли бы копальхен. А скушали бы копальхен, уже бы до Хеты дошли! А так подохнем!"
Мужчины начали спрашивать у ненца, что такое "копальхен", но тот не мог объяснить ничего, кроме того, что это Дух Большого оленя. Этот дух самый главный и помогает человеку в тундре. Пересоль был настроен идти за копальхеном немедленно, температура падала, эту ночь они не переживут. Путем долгих расспросов Дузин наконец понял, что за зверь такой - "копальхен".
Копалхен (копалхем), так же известный как игунак - деликатесное блюдо инуитов, чукчей, ненцев, эвенков. Копальхен готовят из оленей, моржей, тюлленей. Для приготовления копальхена используется крупный и здоровый олень. Несколько дней его не кормят, чтобы очистить кишечник, затем душат. После этого труп погружают в болото и присыпают торфом. В таком состоянии мясо оставляют на несколько месяцев. По истечении срока олень извлекается и употребляется в пищу. Копальхен считается деликатесом и очень ценен.
К вечеру следующего дня Пересоль вернулся. Группа Дузина радостно побежала ему навстречу. Ненец шел, улыбаясь. У него за спиной висела большая оленья нога. Мясо, как таковое, было мало различимо - вместо него какая-то серая, непонятная субстанция с дурным запашком. Вкус копальхена походил на прогорклое масло.
Ночью началась сильная метель, температура упала до -10. У двоих мужчин начались сильные боли в районе живота, под утро у всех - галлюцинации и потеря сознания. Савелий Пересоль, который съел больше всех, единственный чувствовал себя отлично. В районе 9 утра остановилось дыхание у летчика, затем умерли Дузин и двое других участников. Еще двое мужчин впали в глубокую кому. Пересоль бегал от одного участника группы к другому, пытаясь чем-то помочь, но тщетно. И тогда он понял, что духи решили наказать его, убив всех его путников. Духи, и никто другой, виновны в смерти мужчин! Натянув портянки на кастрюлю, Пересоль принялся изо всех сил бить в нее, пытаясь "вывести духов на разговор", вспоминая обрывки магических заклинаний на ненецком. Получилось! На низкой высоте со стороны болота показался вертолет. Перед лицом изумленных летчиков предстала ужасающая картина - пять мужчин лежат на земле, не подавая признаков жизни, а обезумевший шаман в трансе бьет в кастрюлю...
Двое еще живых участников группы и Пересоль были эвакуированы в Жданиху (поселок в Таймырском округе Красноярского края). Но там был только фельдшер, пришлось лететь в Кресты (около 40 км от Жданихи по воздуху. Дороги между этими двумя населенными пунктами, нет и по сей день, в летнее время возможно добраться речным транспортом), потеряв 3 часа драгоценного времени. Пересоль был бодр и весел, искренне считая, что именно он с помощью духов призвал поисковую команду. Летчикам показался подозрительным тот факт, что у ненца отсутствовали какие-либо признаки отравления.
В следующую ночь умер один из топографов. Состояние второго оставалось критическим. В это время Савелий Пересоль был арестован за убийство четверых участников группы путем отравления. Через день у пятого члена группы Дузина кризис миновал. Дыхание стало глубже. Он вышел из комы. Именно выживший участник тех событий и поведал всем о том, что случилось в ту ночь, а так же о вкусовых качествах копальхена. По ходу расследования статью за убийство поменяли на "непреднамеренное убийство", потом на "убийство по неосторожности". В Московскую Центральную лабораторию судебной экспертизы были доставлены куски копальхена, которые, к несчастью, пришлось отведать группе Дузина в ту ночь. Савелия Пересоля возили по разным токсикологическим лабораториям. Оказалось, что у ненцев и у Пересоля в частности, повышенная активность белка под названием цитохром П-450, то есть они не чувствительны к трупным ядам, которые может содержать неправильно приготовленный копальхен. Поскольку ненцы начинают потреблять сырое мясо чуть ли не с младенчества в маленьких дозах, их организм вырабатывает резистентность к трупным ядам. Бедняга Пересоль решил помочь науке и добровольно согласился на биопсию печени. Таким образом ему удалось избежать уголовного преследования, и его срок был заменен на условный.