В конце декабря кабинет министров РФ принял поправки в постановление № 353. Они дают право российским авиакомпаниям и предприятиям снимать исправные запчасти с одних лайнеров для их хранения или установки на другие. Об этом сообщили несколько источников «Известий» в авиаотрасли. Мера быстро получила название «каннибализация» самолетов.
Звучит пугающе, однако эксперты, опрошенные изданием, подтвердили, что подобный механизм работы давно стал общемировой практикой. К тому же, нельзя будет просто снять понравившуюся деталь и поставить её на другое судно. На каждый агрегат нужно оформить разрешительные документы (талоны летной годности, паспорта или этикетки). Затем во время снятия необходимо выполнить и задокументировать анализ их эксплуатации и оценку состояния. При последующей установке – провести тестирование и повторную оценку состояния.
Собеседники «Известий» отметили, что практика перестановки запчасти с одного самолета на другой была в России и раньше. Широко она не распространялась, потому что «бизнес ориентировался в этом вопросе на процедуры иностранных авиарегуляторов, так как большая часть парка была зарегистрирована за границей, а теперь у нас появились свои правила». Такое пояснение дал изданию один из источников в инжиниринговой компании.
Однако не все с энтузиазмом отзываются о законодательной инициативе. Во-первых, некоторые авиаперевозчики и компании по техобслуживанию и ремонту недоумевают, как им исполнять нормы постановления правительства, если эти нормы остаются неизвестными. По словам одного из собеседников «Издания», никто из игроков рынка их не получил.
К тому же компании могут столкнуться с риском необъективной оценки запчастей. Так как бизнесу нужно зарабатывать, на инженеров могут давить. И «тут могут появиться вопросы к инженерам по части объективности оценки влияния на безопасность полетов», – объяснил основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков.
Стоит также отметить, что возникновение такого риска считает маловероятным один из источников «Известий». Он подчеркнул, что Росавиация будет следить за всеми процедурами и не допустит нарушений.
Как вы думаете, сможет Росавиация уследить за всем, или риск необъективной оценки запчастей всё же остаётся?