Вакцина против туберкулёза (Bacillus Calmette–Gueri), или просто БЦЖ, является самой старой вакциной в мире, которая всё ещё используется в медицине. Она обеспечивает эффективную защиту от основной причины смерти среди инфекционных заболеваний во всём мире, уступающей только COVID-19. БЦЖ относится к первому поколению вакцин, хорошо изученным препаратам, и казалось бы не сегодня завтра она должна перейти в ряд музейных экспонатов.
Неожиданная находка
Однако, мало кто знает, но в разгар борьбы с туберкулёзом произошло нечто совершенно неожиданное. Оказалось, что БЦЖ даёт организму дополнительные преимущества, помимо защиты от этого заболевания. Исследование, начатое в 1927 году на шведских детях, к 1931 году показало, что вакцинация БЦЖ снизила летальность в раннем возрасте, и данный эффект нельзя было объяснить только уменьшением смертности от туберкулёза. Учёный, сообщивший об этих результатах, Карл Нэслунд, предположил тогда, что БЦЖ может вызывать некий «неспецифический» иммунитет, т.е. она защищает и от других причин смерти неизвестными способами.
В течение следующего столетия лабораторные иммунологические исследования, эпидемиологические наблюдения и клинические испытания документально подтвердили, что эти неспецифические эффекты являются реальными и надёжными. Другие живые вакцины, такие, к примеру, как вакцина против кори, также демонстрируют подобные эффекты, хотя наиболее изученными они остаются у вакцины БЦЖ.
Снижение общей смертности
В 2016 году в обзоре, опубликованном в British Medical Journal отмечается: «вакцины против кори и туберкулёза снижают общую смертность больше, чем можно было бы ожидать». Некоторые исследования, которые анализировала команда учёных, связывали вакцину против кори со снижением риска смерти от любой причины на 50%.
Одним из доказательств, подстегнувших нынешний энтузиазм в отношении неспецифических эффектов БЦЖ, стали три клинических испытания вакцины – в 2011, 2012 и 2017 годах, которые проводились датским врачом-эпидемиологом Кристин Стабелл Бенн, антропологом Питером Ааби и их коллегами. Они обнаружили, что введение БЦЖ детям из Гвинеи-Бисау с низким весом при рождении снижает смертность от всех причин примерно на 40% в первый год жизни. Снижение смертности было результатом, в том числе меньшего числа случаев нетуберкулёзных инфекций, от которых вакцина защищала неустановленным образом.
Эффект БЦЖ при неинфекционных болезнях
Помимо защиты от различных инфекций, исследователи обнаруживают, что вакцина БЦЖ может также снижать риск других, уже неинфекционных заболеваний, при которых иммунная система даёт сбои, включая диабет I типа, рак, аллергические заболевания, рассеянный склероз и болезнь Альцгеймера.
Дениз Фаустман с коллегами из Массачусетской больницы общего профиля (Бостон, США) установил, что три дозы БЦЖ способны улучшить показатели уровня сахара в крови у пациентов с диабетом I типа, причём этот эффект носит отсроченный характер и проявляется через несколько лет. Некоторые убедительные долгосрочные данные о влиянии БЦЖ на риск развития диабета получены из эпидемиологического исследования 2022 года, проведённого Мари-Клод Руссо и её коллегами из Национального института научных исследований в Квебеке. Исследователи использовали записи из реестра здравоохранения Канады, чтобы отслеживать людей, получивших вакцину БЦЖ в детстве в 1970-х годах. Они обнаружили, что вакцинация живой противотуберкулёзной вакциной в раннем возрасте не снижала риск диабета в подростковом периоде, но к тому времени, когда эти дети стали взрослыми (старше 30 лет), риск развития сахарного диабета I типа был на 35% ниже, чем у людей, которые не получали БЦЖ.
БЦЖ также снижает риск развития рака. 60-летнее наблюдение, которое началось в 1935 году среди детей коренных американцев и коренных жителей Аляски, показало, что группа, получавшая БЦЖ в детстве, имела не только сниженный риск заболевания туберкулёзом в последующие 60 лет, но и в 2,5 раза снижение заболеваемости раком лёгкого к концу периода наблюдения.
Интригующее исследование 2019 года, проведённое Эрве Берковье из Еврейского университета в Иерусалиме, показало крайне неожиданные результаты. Пациенты с раком мочевого пузыря, получавшие лечение введением БЦЖ в мочевой пузырь (для данного рака этот вид терапии одобрен FDA – Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США), имели риск развития болезни Альцгеймера более чем в четыре раза ниже, чем те, кто не получил вакцину.
Стабелл Бенн и Найджел Керти провели клинические испытания в Дании и Австралии, соответственно, показав, что вакцинация БЦЖ при рождении снижает риск развития экземы, особенно у детей, которые предрасположены к этой болезни (заболевание имеют оба или один из родителей).
Свойство "живых" вакцин
В 2017 году в США исследователи из CDC (Центра по контролю и профилактике заболеваний) сообщили, что вероятность госпитализации детей в возрасте от 16 до 24 месяцев по поводу невакцинальных инфекций (инфекций, вызванных микроорганизмами, не имеющими никакого отношения к введённой вакцине) в два раза ниже, если последняя иммунизация, которую они получили, была живой вакциной, а не инактивированной. Новый подход в области иммунологии предполагает, что живые вакцины могут оказывать столь широкий эффект, потому что они стимулируют часть иммунной системы, которая ведёт крупномасштабную войну против всех внешних захватчиков, давая системе общее преимущество в обороне.
«Очень важно понять, как это работает, – отмечает Мазиар Дивангахи, иммунолог из Международного центра туберкулёза Макгилла. Без понимания механизма эти неспецифические эффекты представляют собой «магическое» явление. Но, выяснив механизм, мы могли бы использовать его силу для улучшения здоровья в целом», – говорит он.
Иммунные механизмы
Иммунизация заставляет организм вырабатывать антитела, которые распознают патогенные микроорганизмы, присоединяются к ним и атакуют, если макроорганизм когда-либо снова столкнётся с ними. Эта защита действует подобно команде снайперов, которые уничтожают только определённые цели. Однако данный механизм работает исключительно против тех микробов, антигены которых представлены в вакцине.
Другой вид защиты организма – тот, с которым исследователи исторически считали, что вакцины имеют мало общего, – больше похож на батальон, которому приказано открывать огонь по любому, кто попадает в поле его зрения. Это группа быстрого реагирования, начинающая борьбу с любым новым захватчиком. Когда патогены вторгаются, воспалительные клетки мигрируют к месту инфекции. Большие белые кровяные тельца – фагоциты, особенно их тип, называемый макрофагами, поглощают и уничтожают патогены. Они также выделяют иммунные химические вещества, цитокины, привлекающие к боевым действиям другие иммунные клетки. Образуются белки, которые затем прикрепляясь к патогенам, становятся метками для фагоцитов, чтобы последним было легче обнаружить агентов вторжения. Долгое время считалось, что иммунные клетки атакуют всё, что они видят, а затем забывают о битве, как солдат с амнезией. Но, как показывает день сегодняшний, эти убеждения оказались в корне неверными.
В 2012 году в Proceedings of the National Academy of Sciences USA Михай Нетеа и соавторы опубликовали данные, о том, что иммунные клетки человека, обработанные БЦЖ, продуцируют в четыре раза больше ключевого цитокина – интерферона-гамма (IFN-γ), в два раза больше цитокинов TNF и интерлейкина-1 бета (IL-1β), когда впоследствии подвергаются воздействию других патогенов. В 2018 году исследователи сообщили, что БЦЖ перепрограммирует иммунные клетки человека таким образом, чтобы помочь им противостоять вирусу жёлтой лихорадки.
Почему живая вакцина вызывает эти эффекты лучше, чем инактивированная? Учёные предполагают, что живые организмы могут стимулировать иную реакцию просто потому, что они живые, а не всего лишь кусочки микроба, как в инактивированных вакцинах. В то время как реальные инфекции не оказывают такого благоприятного воздействия и, напротив, могут подавлять иммунитет.
Тренированный иммунитет
Нетеа и его коллеги последние десять лет работали над тем, чтобы понять явление, которое называют «тренированным иммунитетом». Они показали, что вакцинация БЦЖ вызывает метаболические изменения в иммунных клетках, таких как моноциты и макрофаги, изменяющие размещение или обеспечивающие удаление эпигенетических меток на ДНК посредством процессов, известных как метилирование и ацетилирование. Эти метки служат закладками для связанных с иммунитетом генов и усиливают выработку цитокинов моноцитами при заражении.
«Что делает BCG, так это ставит эпигенетическую закладку в вашу ДНК. Поэтому, когда вам нужно её прочитать, у вас уже есть закладка, и книга автоматически открывается на нужной странице», – говорит Нетеа.
Исследователи обнаружили, что вакцина БЦЖ влияет не только на эпигенетические метки в циркулирующих иммунных клетках, таких как относительно короткоживущие макрофаги, обеспечивающих защиту, поглощая вирусы или других захватчиков. Вакцина также изменяет метки ДНК в стволовых клетках костного мозга, которые производят новые иммунные клетки, что может объяснить, как её эффект способен сохраняться в течение многих лет.
Очевидно, что понимание механизмов такого «полезного побочного» эффекта вакцины БЦЖ способно привести, если не к революции в нашем понимании иммунной защиты организма, то уж точно обеспечить качественный прорыв в современной медицине, и для этого необходимы дополнительные исследования. Однако сегодняшние реалии таковы, что финансирование ограничено, фармацевтический интерес практически отсутствует, поскольку срок действия патента на вакцину давно истёк, а её стоимость на международном рынке составляет всего 6 центов. Тем не менее с точки зрения фундаментальной науки учёные будут стремиться выяснить механизмы, с помощью которых действует вакцина БЦЖ, с целью использования этих знаний для создания более эффективных вакцин, которые могли бы обеспечить широкий иммунитет.
Платформа Дзен по определённым причинам меняет алгоритмы показов. Если вы уверены, что подписаны на канал рекомендуется проверить это в связи с возможной автоматической отпиской.
Также материалы по теме «Человек и его здоровье»: