Как мне показалось, Юрий Михайлович, ощутив успех и востребованность первой ностальгической книги о своём советском детстве, решил на волне этого успеха, не мешкая, написать вторую. Но, к сожалению, так бывает, что вторая книга не удаётся – то ли спешка тому помехой, то ли ещё что… Сам автор, кстати, это прекрасно понимает.
«По личному творческому опыту я знаю: сочинять продолжения – дело нудное, трудное, а главное – неблагодарное. Это как разогревать вчерашние котлеты: всё равно вкус не тот, что у свежепожаренных».
Это, правда, сказано по другому поводу, но всё же…
В общем, на мой непрофессиональный взгляд, вторая книга из серии «Совдетство» вышла гораздо хуже первой.
В книгу вошли три повести: «Природа шепчет», «Селищи и Шатрищи» и «Пионерская ночь». Они, в принципе, вполне могут быть частями одного романа, просто первые две рассказывают о том, как семья героев проводила лето в деревне на Волге, а третья – о лете Юры в пионерском лагере.
Общий недостаток обеих повестей – сильная затянутость. Много лишних слов, фраз, предложений, очень много лишней информации. Например, несколько страниц идёт описание, как играли в карты. У кого какие карты, кто что сказал, кто что подумал, кто какую карту выложил, сколько очков набрал, сколько денег выиграл – и таким образом описана не одна игра, а несколько совершенно однотипных.
В повести о пионерлагере (вообще-то, эта повесть рассказывает об одном вечере и ночи – последних в смене, но с отступлениями в прошлое) ещё один недостаток: повествование построено так, что читаешь и не понимаешь, кто есть кто, у кого какое прозвище и почему, о каких событиях идёт речь, и только к концу книги, наконец, даётся пояснение всем этим моментам.
С именами, фамилиями и прозвищами – вообще беда. Если практически на одной странице один и тот же персонаж назван то Аркашей, то Жаром, то Вонижаром, то Тиранозавром, то Барином, то Жариновым – поди догадайся, что это - один человек. Или Ассоль, Вилена и Лена – одна девочка.
В самом начале повести говорится, что троих друзей прозвали в лагере Лемешевым, Шаляпиным и Козловским, и только ближе к концу дано объяснение, за что и как.
С самого начала повести Юра (он же Шаляпин, он же Шляпа) рассказывает соотрядникам разные истории про Ыню, и лишь на последних страницах мы узнаём, кто же это такой. Да и сами рассказы, байки и пионерские страшилки приведены в книге, на мой взгляд, с излишней подробностью. Я лично последние страницы про Ыню уже просто пропускала.
В некоторых местах есть фактические неточности. Например, одного из персонажей «Республики Шкид» Поляков называет Никвиксором, тогда как, насколько я помню, звали его Викниксор.
Встречается явная авторская торопливая небрежность. Вот, например:
«На народ, вываливавший из троллейбуса, он разглядывал с насмешливым недоумением…»
Или он разглядывал народ, но никак не «на народ», или уж на народ он взирал или смотрел, но никак не разглядывал.
Не улучшили настроение и опечатки с ошибками.
Но в одном месте я сама чуть было не ошиблась. Поляков пишет, что в пионерлагере они пели песню «Все косы твои, все бантики…». Я сразу же вскинулась: как так? Это же песня Круга, а значит, не могли её петь в середине 60-х! Полезла в интернет и удивилась. Эта студенческая песня, оказывается, существовала задолго до того, как её перепел Круг, и написал её Сергей Баканов! Это стало для меня открытием! Вот и получается – век живи, век учись!
На мой взгляд – книга не очень удалась, хотя есть и моменты, которые мне понравились, в частности, рассказ о встрече пионеров с писателем А.М.Волковым.
О первой книге о совдетстве я писала здесь: https://dzen.ru/a/Yr64ooGJeQ87a0eC