#Вторая мировая#флотфранции
После окончания Первой мировой войны флот Франции отказался от соперничества с британцами в Атлантике сосредоточившись на Средиземном море и побережье Африки, где находились самые крупные на тот момент колонии французов. В Средиземном море основным соперником был флот Италии, интересы британцев в данном регионе присутствовали, но по отношению к Франции британцы вели себя сдержанно, как и полагается союзникам. Правда, гадость флоту Франции они все же сделать сумели, дело было в Римском морском договоре, который накладывал запрет на строительство тяжелых крейсеров для флотов Италии, Франции и Великобритании. То есть британцам в итоге удалось добиться того, что не вышло при заключении Лондонского морского договора. По итогу, французы слегка расстроились, но делать нечего, все что им осталось это строить крейсера легкие, задел у них по этой теме был очень неплохой и 21 июля 1931 года принимается решение о постройке серии легких крейсеров нового типа. На основании этого решения началась разработка ставшего самым многочисленным во французском флоте легкого крейсера типа «Ла Галиссоньер». В распоряжении у французов было 43 тысячи тонн водоизмещения, которые образовались в виду списания старых боевых кораблей. Тоннаж было решено нарезать кусочками по 7 600 тонн, то есть получалось пять с хвостиком новых легких крейсеров. Откуда появились недостающие на шестой крейсер 2 600 тонн остается только гадать, или все же, в источниках ошибка и исходный свободный тоннаж составлял 45 600 тонн.
В ходе проектирования, сразу была отброшена ошибочная концепция предшествующего легкого крейсера «Эмиль Бертин», на котором французские корабелы явно перестарались с облегчением в ущерб броневой защите, оставив без бронирования даже башни главного калибра. На «Ла Галиссоньер» предполагалось установить броневую защиту, гарантирующую непробиваемость брони 152 миллиметровыми снарядами на дистанции в 14 километров и гарантированную защиту от 138 миллиметровых снарядов на дистанции в 9 километров. Обязательным условием было наличие броневой противоторпедной переборки в 20 миллиметров. Главный калибр, как и на предшественнике, должны были составить три башни с тремя орудиями калибра 152 миллиметра в каждой. В соответствии с веяниями времени, корабли должны были иметь авиационную группу, как минимум из четырех гидросамолетов, катапульта размещалась на кормовой башне главного калибра, а кормовая надстройка, по сути, являлась ангаром. Скорость хода желалось иметь в 31 узел, скорость экономического хода выбрали в 18 узлов с гарантией дальности на ней в 3000 миль при номинальном запасе топлива и в 4000 миль при максимальном. Правда в справочники вошла экономическая скорость 12 узлов и дальность 7000 миль. Дебаты по поводу силовой установки завершились в пользу двухвальной паротурбинной установки, выбор ее помогал уложиться в проектное водоизмещение, которое стремительно уменьшалось и угроза превышения была более чем реальна. Есть утверждение, что именно данный тип силовой установки дал экономию веса в 80 тонн, а ее компактность стала определяющим моментом при размещении противоторпедной переборки.
Головной крейсер серии «Ла Гаилоссоньер» был заказан арсеналу Лорьяна 27 октября 1931 года, а первого его младшего брата «Жан де Вьен» заказали арсеналу Бреста 12 ноября того же года. Оставшиеся четыре запланированных крейсера были заказаны к постройке 11 июля 1933 года частным компаниям.
Головной корабль спустили на воду в 1933 и приняли в состав флота в 1936, остальные пять крейсеров вступили в состав флота в 1937 году. Примечательно, что на испытаниях головной «Ла Гаилоссоньер» дал скорость в 35,42 узла, «Марсельез» выдал чуть более скромные 34,98 узла, а вот «Глуар» разошелся аж до 36,93 узла. Скорость впечатляющая, но был один нюанс, чтобы подготовить паротурбинные агрегаты крейсеровиз холодного до рабочего состояния требовалось четыре с половиной часа, можно было уложиться в три, но тогда аварии были более, чем вероятны. Впрочем, подобная ситуация была головной болью не только для французов. В первое время эксплуатации доставила проблемартиллерия главного калибра, с ее многочисленными отказами, никак не дававшими выйти на проектную скорострельность. Проблему с башнями главного калибра до конца решить не удалось, но скорострельность дотянулидо приемлемых значений. Были и другие проблемки, но все не фатальные. В итоге, несмотря на все огрехи крейсера типа «Ла Гаилоссоньер», во многих источниках именуют не иначе, как идеальныелегкиекрейсера предвоенного периода. Крейсера вышли красивые с замечательной мореходностью.
Увы, но часы того самого предвоенного периода были сочтены, он закончился 1 сентября 1939 года, когда Гитлеровская Германия напала на Польшу. Согласно заключенным договорам, Франция совместно с Британией объявили немцам войну, которую Франция непостижимым образом умудрилась проиграть в июле 1940 года. Послекапитуляции Франции, судьба соединила все шесть крейсеров на базе в Тулоне на берегу Средиземного моря. Стоит пояснить, что новое французское правительство признало власть Германии, в ответ на это немцы не стали менять команды на кораблях Французского флота, поскольку командование флота подчинялось им, они просто усиленно приглядывали за французскими моряками. В августе 1940 года было принято решение, которое поделило легкие крейсера типа «Ла Гаилоссоньер» на две равные группы с разной судьбой. Из Тулона ушли «Жорж Лейг», «Глуар» и «Монкальм», остались «Ла Гаилоссоньер», «Жан де Вьен» и «Марсельез». Принятие стороны Германии делало вчерашних союзников британцев противниками, а недавних соперников итальянцев переводило в союзники. Группа ушедшая из Тулона была вынуждена сражаться с вчерашними союзниками, обороняя Дакар. Им повезло больше, чем собратьям оставшимся в Тулоне, по итогу вся троица перешла под командование властей Сражающейся Франции в 1943 году и закончила войну на стороне союзников. А вот оставшимся в Тулоне очень здорово не повезло, к концу осени 1942 года немцы решили закончить с самостоятельностью французских кораблей в Тулоне и 27 ноября вторглись на территорию морской базы. Французы предвидели подобное развитие событий и просто так отдавать свои корабли не собирались, правда, не все прошло как бы им хотелось. На «Ла Галиссоньер», на момент событий экипаж был не в полном составе, но и имеющимися силами он сумел доставить немцам проблем, крейсер удалось затопить прямо в доке завалив его на правый борт. С «Жан де Вьен» у его экипажа все пошло не так, его подготовили к взрыву, но смогли лишь затопить и перебить все оборудование, которое можно было разбить, лег он в доке почти на ровный киль. Самым успешным был экипаж «Марсельез», ему удалось привести в действие заложенные подрывные заряды, которые разрушили паровые котлы, турбины и башни главного калибра. После подрыва «Марсельез» затонул с креном на левый борт, объятый пламенем. Из-за малой глубины он не полностью скрылся под водой и пожар, сопровождаемый взрывами, унялся только через шесть дней. Немцы объявили все французские корабли в Тулоне конфискованными, но в виду их состояния они не сильно привередничали, когда большую часть их захотели заполучить союзники итальянцы. Получив французские корабли в свое ведение, итальянцы энергично приступили к подъемным работам. Подъем «Ла Галиссоньер» завершили 9 марта 1943, крейсер вывели на рейд, собираясь перегнать его для полного ремонта в Италию. Подъем «Жан де Вьен», в виду не особо серьезных повреждений и затопления практически на ровном киле, много проблем не вызвал и был завершен 18 февраля 1943 года. Крейсера планировали увести в Италию 11 июля 1943 года, но этим планам не суждено было сбыться. Саботаж французов затянул срок отправки и к моменту выхода Италии из войны, 9 сентября 1943 года, она заключила перемирие с Союзниками, крейсера так и остались на рейде Тулона. Что до подорванного «Марсельез», то его начали разбирать в апреле 1943 и прекратили работы с заключением перемирия. Затем, несчастным поднятым крейсерам досталось от авиации союзников и конец войны они встретили в полузатопленном состоянии. Понятно, что все произошедшее, шансы на восстановление кораблям не прибавило, после подъема оба были отправлены на разборку.
Как уже писалось выше, трем другим крейсерам типа «Ла Галиссоньер» повезло гораздо больше, они прошли модернизацию в США, двое из них отправились на покой в конце 50-х годов двадцатого века, а последний «Монкальм» отправили на слом 31 декабря 1969 года.
Ну что сказать, строители военных кораблей Франции перед Второй мировой и правда были в зените своих возможностей и легкие крейсера типа «Ла Галиссоньер» тому подтверждение.