Найти тему
Разговор начистоту

Делать замечание ребенку нельзя хвалить… где ставить запятую?

Оказывается, родители "обожают" делать замечания собственному ребенку, и совсем не любят его хвалить. А может так и надо? Так где же надо поставить запятую? До слова "нельзя"? И тогда, фраза звучит: "ребенку делать замечание, НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ", или - после слова "нельзя", и смысл в таком случае полностью меняется: "ребенку делать замечание нельзя, ХВАЛИТЬ".

Я разбираю конкретный случай, и постановка запятой зависит от того, кто эту фразу произносит:учитель или родители?

Когда ко мне в класс поступает малыш в возрасте пяти - шести лет, то самое сложное – отучить родителей делать замечания собственному ребенку.

У меня в классе есть «закон»: родителям делать замечания своему ребенку – НЕЛЬЗЯ! Это мое право! Почему? Ответ прост: замечания родителей дети переживают как обиду. В момент своего переживания ребенок чувствует: «меня мама, папа не любит». Когда я делаю замечание по поводу той или иной ошибки, ребенок принимает это как должное, потому что, я его учитель.

Вы спросите, а как же детские обиды на учителей? Это не простой вопрос, но очень важный и сложный. В основе взаимоотношений учителя с учеником - законы психологии общения. В своих публикациях я уже писала, что учителям не достает психологической грамотности, для построения конструктивных отношений с учеником, а также создания комфортной и безопасной для него "среды".

Ребенок всегда – «на страже», он защищает себя, как может: своим грубым поведением, или же, наоборот, полным «безразличием» к происходящему. Ребенок никогда не будет обижаться на учителя, если все – «по справедливости». У детей справедливость – главная ценность.

Когда ребенка спрашивают: «Каким бы, ты хотел, чтобы был твой учитель»? Ответ: «Добрым». Но мы, взрослые должны понимать, добрым, не в смысле «попустительства и «все позволительности», а в смысле, человеческой справедливости, «все по честному».

В классе, где педагог не позволяет себе обижать и оскорблять ребенка, проблем гораздо меньше и с успеваемостью, и с дисциплиной. Когда учитель делает замечание или ставит двойку ребенку, очень важно, как он это «озвучивает». Часто, ребенку обидно не потому, что ему двойку поставили, а он «возмущен» тем, какие в его адрес «отпущены» комментарии и с какой интонацией.

Всем понятно, что терпение – не безгранично. Но также известно, что взрослые кричат, или оскорбляют детей, от своей безпомощности, не способности заставить ребенка что либо сделать. Крик и оскорбления не помогают, а только усугубляют ситуацию.

А что же родители? А родители входят в роль учителя, и начинают ребенка дома учить со всей своей «страстью», какая только у них есть. Со своим чадом же можно ВСЕ!

Я расскажу, как родители моих учеников проходят путь от кричащих, гневных, критикующих до позитивных, восторженных и довольных именно своим ребенком.

А начинается с того, что я родителям объясняю, что они, также, как и их ребенок – ничего пока не знают, не умеют, и поэтому, на замечания своему ребенку никакого права не имеют. Учатся вместе, и могут обмениваться только мнениями: понравилось, что сделал хорошо, что «так себе». На слово «плохо» - табу. Другой очень важный момент – ваш голос. Для ребенка родители – самые важные для него люди. И ваш голос, гораздо больше, чем слова, несут информацию о том, верите вы в него или сомневаетесь. Ваш голос должен нести ему информацию, что он справится со всеми трудностями, что вы в него верите, и самое главное, что вы его любите, даже когда у него что-то не получается и не выходит.

Когда ребенок выполняет домашнее задание, особенно, когда он маленький, кто-то из родителей должен быть рядом, а не в соседней комнате. И задача родителей хвалить ребенка, а не ругать и делать многочисленные замечания. Можно говорить такие фразы: «Мне показалось…», «Как мне понравилось, давай еще…», «Так бы тебя и слушала…»

Ребенок учится и развивается только в благоприятной и комфортной среде. И эту среду дома ему обеспечивают родители, а в школе – учителя.

Доверие – основа построения эффективных отношений ребенка с учителем и родителями. И доверие ребенка можно заслужить только благодаря справедливости по отношению к нему.

«Дети питаются молоком и похвалами» М Лэм

Ваша Г.Молькова