Я давно хотел побывать на турецком горнолыжном курорте Улудаг. Но с горными лыжами в Турции не все просто: многое зависит от погоды. Горнолыжный сезон приходится в буквальном смысле «ловить». Например, зима 2022-2023 годов достаточно сухая и теплая, и со снегом до конца января было так себе.
Но длинные каникулы детей (2 недели – головняк для родителей) стали поводом для нашей обширной поездки в Эгейский регион Турции, и я решил этим воспользоваться, чтобы, наконец, познакомиться с Улудагом.
Этот горнолыжный курорт, имеющий репутацию самого популярного в Турции, расположен вблизи крупного города Бурса. Можно забронировать отели прямо у подъемников и трасс, но в высокие даты, к коим относятся местные каникулы, это жутко дорого. Можно добраться до лыжных трасс на машине (около 30 км по горным скользким серпантинистым дорожкам) либо прямо из города на фуникулере. Мы выбрали третий вариант, остановившись на несколько дней в самой Бурсе.
Фуникулер на Улудаг весьма примечательный. Протяженность почти 9 километров, набор высоты с 236 до 1810 метров над уровнем моря. В пути нужно делать одну пересадку. Стоит это удовольствие 130 турецких лир – это чуть меньше 500 рублей по текущему курсу на момент публикации. Скидок на детей не предоставляют. При покупке билета спрашивают документ – мы показывали свои турецкие виды на жительство. Оставить машину на стоянке стоит 20 лир в час либо 80 лир за один день.
Дорога наверх и вниз занимает порядка 45 минут – это нужно учитывать при планировании покатушек. И, когда мы первый раз поехали на фуникулере, в душе еще были сомнения, есть ли там вообще снег? Но чем выше ехали, тем было яснее: снег будет!
Была также надежда, что рядом с конечной станцией фуникулера мы найдем все необходимое для катания – пункты проката горнолыжного оборудования и сами трассы с локальными подъемниками. Но! Это Турция, и здесь все может быть совершенно иначе и сложнее.
Прокат на верхней станции подъемника действительно есть, однако… горнолыжных трасс рядом с ней нет. Есть какие-то небольшие горки, но без подъемников. До нормальной зоны катания нужно добираться на местных маршрутах-долмушках за 10 лир с человека в один конец. Пояснений на этот счет никаких нет, навигации тоже: нужно догадаться самому. Я поначалу было рванул к отелям, за которыми маячили трассы и подъемники. Но в итоге мы сели в маршрутку и поехали дальше.
Следующий шаг квеста – понять, где выходить. Есть так называемая «зона отелей №1» и «зона отелей №2». Я спросил у водителя маршрутки, где будет лучше ребенку 7 лет, и он посоветовал выйти у первой зоны. Мы решили попробовать поставить на лыжи нашего младшего сына Дамира.
Прокат был найден быстро. Аренда одного горнолыжного комплекта из ботинок, лыж и палок обошлась в 350 лир (1300 руб.). Никаких документов или денег в залог не просят. Нам на троих сделали скидку до 1000 лир. Оделись-обулись – пошли на гору.
Попытки дать первые навыки катания самостоятельно особого успеха не имели. Но рядом нашелся свободный тренер, взявшийся позаниматься с Дамиром. Услуги тренера здесь стоят 900 лир (более 3300 руб.) в час, нам удалось сговориться на скидку до 700 лир.
Ну и самый последний штрих любой горнолыжки - ски-пасс или пропуск на подъемники. Цены такие: на один день (450 лир взрослый, 200 детский), на три часа для взрослых (250 лир), есть на несколько дней, с небольшим дисконтом, но сей вариант нас не интересовал. А еще тренер шепотом подсказал, что ски-пассы тут не персональные, и что можно брать один на двоих. Просто проходить на подъемники с некоторым интервалом. Но для нас эта схема не очень подходила.
Дамир показал себя настоящим молодцом – ударно покатался с тренером целый час, один, без сопровождения старшего брата и папы. Пока шел урок, мы с Арсланом прокатились по нескольким склонам. Погода стала заметно портиться, пошел мелкий мокрый снег, прилетел туман или облако.
Но только мы отпустили тренера и решили чуть-чуть покататься втроем, как все подъемники оказались закрыты.
Кстати в отельной зоне №1 в основном бугельные и не совсем удобные подъемники. Есть один частный подъемник, принадлежащий отелю, куда не пускают по общим ски-пассам, и пара кресельных подъемников – нам удалось исследовать только один из них. Туман действительно спустился очень густой. Что-ж, пришлось сдавать лыжи, поворчать про наполовину прокатанные трехчасовые ски-пассы и отправляться вниз, в Бурсу.
На следующий день на Улудаг отправились мы с Арсланом вдвоем. В Бурсе было все так же мрачно и сыро, но вот гора нас поначалу очень порадовала. Было почти ясно, и на подъеме были прекрасные зимние виды.
Мы отправились на уже знакомой маршрутке в «отельную зону №2». Там прокат обошелся чуть дешевле – 300 лир за комплект. И не сказать, чтобы лыжи или ботинки были хуже. Но тут, даже при отличной поначалу погоде, мы столкнулись с другой проблемой Улудага.
Здесь нет нормальной навигации. Например, на Эрджиесе, в 2020 году, я разобрался сходу, там карта даже в кабинках подъемника. Ну а на Улудаге подъемники, конечно, имеют названия, но куда и на какие трассы (синие, зеленые, красные, черные) они ведут, понять невозможно. Нормальной карты трасс ни в электронном, ни в бумажном виде тоже нет. Когда я покупал ски-пассы, мне посоветовали зайти на сайт uludaginfo.com. Но с телефона при ярком солнце что-либо разглядеть было невозможно, поэтому мы решили довериться своим глазам.
У нас с Арсланом за плечами: Андорра (Гранвалира), Доломитовые Альпы (Селла-Ронда) в Италии, Банско в Болгарии. Какое-то представление о характере трасс и своих возможностях мы уже имели.
Слегка размявшись, мы отправились на две дальние трассы, которые разглядели с подъемника. Они находились в отдалении от основного скопления склонов.
Как выяснилось позднее, это были черные трассы. Но, по нашим ощущениям, они все-же были красные, то есть, экстремальные, но менее сложные. Здесь удалось развернуться, набрать скорость, и весьма неплохо погонять. Было просторно.
Напрягали два момента – небольшие камни, риск нехорошо упасть и получить травму. А еще – трава, фрагменты земли, льда, неожиданные бугры.
Создалось впечатление, что за трассами здесь не очень-то смотрят. И еще серьезная проблема, особенно в условиях переменчивой погоды: отсутствует нормальная разметка спусков. То есть, в тумане совершенно легко сбиться с нормального спуска и покатиться по «фрирайдерской» трассе, которая со своими сложностями и не всем подойдет.
Хорошая погода стояла недолго, вновь стал сгущаться туман, и мы отправились в свою стартовую зону. Чтобы вернуться, пришлось попотеть, так как спуска нормального туда не было. На некоторых этапах пришлось ползти вверх, я даже снимал лыжи и шел пешком.
Докатывали уже в «зоне отелей №2», погода портилась прямо на глазах, видимость ухудшалась, но (!) трассы и подъемники никто не закрывал. Напротив, было достаточно многолюдно, по слонам даже спускались группы детей с тренерами. Многие падали. В время одного из спусков мы с Арсланом потеряли основную трассу, попали в какие-то бугры, но вовремя опомнились, и без падений доехали до подъемника.
В конце концов погода испортилась окончательно: спускаться стало опасно. Да и я, видимо по этом случаю, стал падать при сходе с кресельных подъемников. Решили скатиться по последнему разу и сдавать лыжи. Прокатались что-то около 3 часов, и отправились вниз. Уже из кабинки фуникулера я заметил, что облако тумана успело улететь. То есть, мы вполне могли бы и подождать, однако все-равно устали, и кататься в таком состоянии было рисково.
Выводы такие: как горнолыжный курорт, Улудаг явно развивался неравномерно и впечатление произвел неоднозначное. Не понравились разнобой с зонами катания, логистикой, и какие-то частные подъемники, куда не всех пускают, и конечная станция основного подъемника из Бурсы в другом месте. Чем-то мне он напомнил Боровец, один из старейших болгарских горнолыжных курортов. Но там хотя бы пешком дойти можно от одного подъемника к другому, а здесь нет. Трассы по качеству средние или ниже среднего, много узких трасс, снежных пушек не заметил. Для катания двух, от силы, трех дней хватит с избытком. И многое зависит от погоды.