Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

Кино про Балабанова. Реквием.

В Советском Союзе было много хороших режиссеров. А гениальный был один – Андрей Тарковский.

В постсоветском кино тоже есть достойные художники, а гениальный опять же один – Алексей Балабанов. Почти десять лет прошло с его смерти, а никто из российских режиссеров так и не смог приблизиться к его масштабу.

Фильм-реквием, посвященный Балабанову, все эти годы напрашивался, и совершенно не удивительно, что такой фильм сняла Любовь Аркус.

Аркус в нашем кинематографе – персона знаковая. Основатель журнала, а затем и портала «Сеанс», режиссер «Кто тебя победил никто» - об Алле Демидовой, документального фильма, с совершенно новым языком биографического кино. Он же автор энциклопедии российского кино периода перестройки и книг-портретов о Сокурове, Германе, Соловьеве. И, что важно, близкий друг Алексея Октябриновича.

Афиша документального фильма Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием.", источник Яндекс картинки
Афиша документального фильма Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием.", источник Яндекс картинки

Аркус начала снимать свой фильм еще при жизни Балабанова. Почему он на это согласился, человек по характеру замкнутый и чурающийся любой публичности, вопрос сложный. Уже произошла трагедия со съемочной группой во главе с Бодровым-младшим в Кармадонском ущелье. Балабанов был убежден, что эта трагедия – целиком и полностью его вина. Об этом много говорится в фильме устами его коллег, в частности, ближайшего компаньона - продюсера Сергея Сельянова.

Уже поставлен смертельный медицинский диагноз, который вскоре будет признан ошибочным, и поставлен новый – тоже смертельный. Как человек тонкой душевной организации, Балабанов понимал, что конец близок, и, наверное, поэтому решился на фильм-реквием. Инстинкт прирожденного кинематографиста, над которым не властны ни болезни, ни душевный упадок, и который требовал продолжения. Чтобы успеть сказать то, что по разным причинам не смог или не захотел сказать в своих фильмах. Балабанов не сомневался в том, что Люба Аркус с этой задачей справится. И не ошибся.

В фильме Балабанов такой же как в жизни – человек без глянца. Всегда говорит, не повышая голоса (любят у нас некоторые мастера крыть матом на съемочной площадке или на сцене по поводу и без повода. Этакая разновидность самоутверждения). Смеется детским вопросам Аркус типа твой любимый писатель или ты Ремарка читал. Читал, разумеется, но кино снять не захотел.

Кино снял по Беккету – «Счастливые дни», будучи студентом, написал сценарий, название понравилось, а больше там от Беккета ничего и нет. Зато название какое. Зато в «Замке» есть Кафка. Там всё Кафка, потому что это гений, а он, Балабанов, так, сбоку припеку.

Кадр из документального фильма Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием", источник Яндекс картинки
Кадр из документального фильма Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием", источник Яндекс картинки

Балабанов полулежит на диване в тельняшке, которая, кажется, всегда на нем. Вместе с Аркус они смотрят «Счастливые дни». Балабанов вдруг произносит: «А ослика я придумал», с такой интонацией, как будто кто-то сомневается в его авторстве. И чуть позже: «Посмотри, какой Сухоруков тут красивый. Это тоже я придумал». И сквозит в этом неуловимо гордое: «Я не подвел Вас, господин Беккет!».

В этих диалогах редкая трогательность, которую сам Балабанов с скрывал за образом беспощадного дядьки, снявшего «Груз 200» и - «Брата» первого и «Брата» второго. Фильмы, обнажившие российскую действительность до самого её предела.

Кадр из документального фильма Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием", источник Яндекс картинки
Кадр из документального фильма Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием", источник Яндекс картинки

Вообще, Балабанов строго различал свои фильмы, снятые по собственным сценариям, и снятые по сценариям чужим. Последние он полагал вторичными и не слишком охотно о них вспоминал. Разумеется, это его режиссерское право, но на мой зрительский взгляд, самый великий фильм Балабанова – «Жмурки», снятый по сценарию тогда профессионального футболиста Стаса Мохначёва. Невероятный и, пожалуй, единственный в истории и советского, и российского кино случай, когда режиссер поднял простенькую «черную комедию» на недосягаемую для этого жанра метафизическую высоту.

В фильме Аркус много фрагментов из «Я тоже хочу». Пять персонажей (бандиты, проститутка, музыкант, а также режиссер, в исполнении самого Балабанова). Все они через тернистый путь и непогоду приходят на встречу с Богом в заброшенную церковь.

Кто-то будет прощен и вознесен, а кто-то останется страдать на земле. Пути Господни неисповедимы.

Кадр из документального фильма Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием", источник Яндекс картинки
Кадр из документального фильма Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием", источник Яндекс картинки
Балабанов уже знает – это его последний фильм. Он сидит на снегу, прижавши портфель, с которым, как с реликвией, никогда не расставался. Русский интеллигент в очках, который понял про эту жизнь всё и не испытывает больше никаких иллюзий.

«Что вы ждете от будущего?» - спросят его на встрече со зрителями перед самым началом съемок. «Ничего», - ответит Балабанов как обычно негромко.

Он молится в коломенской церкви, не обращая внимания на суету оператора.

Тихая смерть на весеннем снегу у полуразрушенной колокольни. Может финал был предопределен?

Через неделю после завершения съемок, эта колокольня, где происходит действие фильма «Я тоже хочу», рухнет.