Начало 19 века. В центре огромного села Вичуга по проекту итальянца Гауденцио Маричелли возводится роскошный дворец. Заказчик — Сергей Павлович Татищев — представитель легендарного рода, фактический руководитель Костромского ополчения в войне 1812 года. Словом, человек выдающийся.
⠀
«Выдавался» на общем фоне и сам дворец. «Среди громадного села, центра местной бумаготкацкой промышленности, красовался роскошно меблированный дом в 40 комнат, с чудным парком», — пишет в своих воспоминаниях А.Н. Куломзин, который работал в уезде мировым посредником.
А вот дальше история закручивается стремительно. Так, что попадает, возможно, на страницы книг. Но давайте по порядку.
⠀
Наследницей вичугского дворца становится 17-летняя Мария Татищева. Невеста из такого рода, с таким наследством и связями при дворе могла рассчитывать на самый лучший брак, но Мария выбирает юриста-недоучку из купеческого сословия Адольфа Эйхлера. Скандал, конечно. Тетушки в ужасе, высший свет в шоке, а молодые не отказывают себе ни в чем, растрачивая постепенно все состояние.
Но растратить — это одно. А вот влезть в непомерные долги — совсем другое. Имение приходится продавать за долги! И не ровне, конечно. А местным фабрикантам. За усадьбу с землями на торгах сражаются Разореновы и Миндовские (если вы хоть немного изучали династии «текстильных королей», то знакомы с этими фамилиями). И в 1872 году усадьба переходит к Ивану Александровичу Миндовскому, который делит земли и продает под дачи.
⠀
Знакомый сюжетец? Да-да, некоторые исследователи считают, что именно эта история легла в основу «Вишневого сада» Чехова, где Мария Эйхлер — это Раневская, а Миндовский — Лопахин.
Так или иначе, все эти истории завершились в 1917 году. Имение было национализировано, в главном доме был открыт так называемый «Дом Свободы». Дом культуры вроде как находится в татищевском дворце и по сей день (если верить табличке), но что-то уж совсем грустно выглядит одна из лучших усадеб Ивановской области в стиле классицизм.
⠀
📍 Старая Вичуга, Ивановская область