С первого фигового листика, прилипшего к причинному месту Адама, одежда эволюционировала до небывалого уровня. От чисто физиологической необходимости согреться до создания новой формы метакоммуникации.
Один из самых часто задаваемых в блоге вопросов посвящен всеобщему недоумению: почему звезды не одеваются по цветотипу/типажу. По ходу некоторых статей я отвечала на этот вопрос, но решила посвятить целую статью, вдохновленную этим вопросом.
Ответ, на всякий случай, такой: для звезд ни типаж, ни цветотип больше не актуальны. Они находятся на таком уровне узнавания, что значение имеют только упоминания в прессе и отработка контрактов с брендами. Поэтому, в общем и целом, звездам все равно. А нам, простым смертным, нет. Ибо соответствие типажу, цветотипу и архетипу способно вдохнуть в нас жизнь, уверенность в себе и своих силах, для нас одежда - своеобразная броня, которая позволяет решать свои жизненные задачи. Это визуальный код, который без слов позволяет создать нужное настроение, нужный посыл, потому что наши задачи еще не решены. А условная Ким Кардашьян уже давно их все решила, в этом вся суть.
Я бы сказала, что существует три формы взаимодействия с другими через одежду и, как любитель схемочек, изображу это так:
Давайте так. За скобками я оставляю уровень, когда "нет дела до ваших шмоток, когда еды не на что купить" или "посмотрела бы я на вас в белых сапогах зимой с тремя пересадками" или "когда трехлетка обсыпает вас песком, жалко тратиться на дорогие туфли" и так далее. Это уровень взаимодействия с одеждой "не холодно, не голо - похую". На этом уровне мало, кому действительно интересны модные тенденции и способы формирования индивидуального стиля. Щи пустые, жемчуг мелок, стилист - конченый. Потому мало кто на этом уровне, вообще, интересуется услугами стилиста и совершенно справедливо. Это всегда вопрос приоритета. Но уровень "не холодно, не голо" рано или поздно остается позади. Если на остается - это уже не к стилисту вопросы.
Такое отступление делаю, предвосхищая поток негатива. Ибо когда-никогда, а все равно залетные поднимают мне тут давление :) А я что, а я ничего, я уровень визуальной коммуникации поднимаю!
Уровень коммуникации МОДА
Итак. На первом уровне мы обычно находимся с подросткового возраста лет до 25-30 (у кого как). В подростковый период мы стараемся быть похожими на своих кумиров, пренебрегая критическим мышлением (а это пойдет мне?). Потом мы начинаем чуть лучше понимать себя и свои особенности, ищем инфлюенсеров, внешность которых более-менее похожа на нас и вдохновляемся их образами. Мода - это всегда уровень подражания. В этом нет ничего плохого, мы все сначала играем в имитацию, таким образом формируя навык, и уже со сформированным навыком возможно развитие и творчество. Иначе - не бывает. Таков процесс обучения.
Немного о подростковой коммуникации:
На таком уровне находятся все мало-мальски известные "инфлюенсеры": Хейли Бибер, сестры Хадид, Меган Фокс и тк. Высокие, худые, красивые, носят на себе любые острые тренды. Каждый в той или иной мере адаптирует образы под себя, но, положа руку на сердце, это все еще не настолько нишево, чтобы говорить о СТИЛЕ. В целом, они узнаваемы, до тех пор, пока на фото видна их голова. Срежь - и не узнаешь, кто из красоток сегодня оделся в велосипедки и оверсайз.
Можно угадывать по ногам и прессу, по формам коленных чашечек и икр ног. Но факт остается фактом - это всего лишь тренды, которые показывают, как сейчас делают все, кто хочет быть модным. Здесь мало индивидуальности и много актуальности. На этом уровне визуальной коммуникации во главе угла - другие.
Дольше всего все, кто действительно всерьез занимается вопросами имиджа и стиля (даже НЕ знаменитости, а простые обыватели), находятся на следующем уровне визуальной коммуникации.
Уровень коммуникации СТИЛЬ
Имитировать кукареканье мы научились, отлично! А теперь пришла пора посмотреть в зеркало и задаться вопросом: А петух ли я, раз так сладко кукарекаю? С изумлением обнаружить в отражении утку/воробья/павлина (что понравилось - подчеркнуть)))) и перейти на следующий уровень, в кой-то веки в центре которого стоит наша личность, а не чужая.
Как маркетологи при запуске на рынок используют УТП (уникальное торговое предложение), которое дифференцирует ваш товар из ряда аналогичных, так на этом уровне происходит отделение ваших особенностей и их ПОДЧЕРКИВАНИЕ.
На этом уровне находится, например, Тильда Суинтон. Она вывела характеристики своей внешности, которые отличают ее от других (выгодно или не выгодно - вопрос чисто вкусовщины) и начала их гипертрофировать. Она очень высокая, неэротичная, андрогинная, странная. И формирует она свой имидж, отталкиваясь от своих особенностей. Если отрезать голову Тильде, вы все равно поймете, что это Тильда, и выделите ее из ряда других звезд:
Даже, если вы не знаете, как она выглядит, даже, если вы никогда не видели этот ее образ, вам хватит прилагательных высокая, неэротичная, андрогинная, странная, чтобы понять, что она скрыта под номером 3.
Кстати, разбор Тильды и некоторых героинь сегодняшних примеров на канале уже был, заходите, кто не видел:
На этом этапе мы получаем разные образы, объединенные общей стилистикой или идеей. Мне приятно думать, что я нахожусь на этом уровне, потому что я давно выделила для себя средства, с помощью которых формирую свой стиль:
1. Яркие цветовые сочетания
2. Разнообразие головных уборов
3. Крупные необычные украшения
4. Помада красная или фуксия
Этих пунктов лично мне достаточно, чтоб получать довольно узнаваемый стиль. При этом, обратите внимание, НЕ УНИКАЛЬНЫЙ, а именно узнаваемый. Я выбрала два языка костюма - цвет и аксессуары, это позволяет мне выделяться даже в джинсах, потому что я всенепременно надену к ним красные лоферы, лаковую панаму и крупные серьги.
Про языки костюма:
Третий же и наивысший уровень развития индивидуального стиля - это уникальный имидж.
Уровень коммуникации ИМИДЖ
Здесь начинается не просто отделение себя от других на уровне сравнения (это - похоже, это - нет), этот этап про полное самосознание и самопринятие. На этом уровне вы не спрашиваете, чем вы отличаетесь от других, потому что вы обладаете настолько высокой уникальностью, что такой вопрос больше не стоит. Это уникальная самопрезентация, набор характеристик, одновременно присущий ТОЛЬКО носителю этого имиджа.
Основная ловушка уровня в том, что вы становитесь отчасти заложником своего образа, без которого вы - уже не вы. Само собой, такой вид коммуникации триста лет в обед не сдался на обывателям это уровень только звезд и знаменитостей, чаще всего именно в творческой среде.
Условная богатая и знаменитая Блиновская (черт пойми, почему именно она, инфоповестка всплыла в сознании) на своем уровне узнавания одевается женственно и дорого, как сотни богатых и знаменитых, кроме нее. То же самое можно сказать и обо всех остальных, имя которым - легион. "Успешные инстамамочки", похожие одна на другую (вдохновленные Самойловой, Тодоренко и иже с ними), "богемные интеллектуалки", как одна изображающие из себя Ренату Литвинову. И тд.
На уровне Имидж находятся масштабные личности, которых можно узнать без лица вообще, "по мему". Как вам такая шутеечка:
Достаточно обладать минимальным культурным бекграундом, чтобы понять, что слева - Гитлep, а справа - Чарли Чаплин. Это мем уже боян, ходил еще во времена моего студенчества. Вот это уровень ИМИДЖ.
На уровне Имидж находится обожаемая и почти боготворимая мной Айрис Апфель, ее можно узнать по круглым очкам и крупным бусам, без какого бы то ни было контекста:
Статья про Айрис тоже уже была, отдельно хочу поделиться одной публикацией из рубрики ICONS Татьяны Тимофеевой (Школа Шопинга, кто еще пользуется запрещеннограмом - подпишитесь, это один из самых полезных блогов о стиле и моде в Рунете, кто не юзает инст - переходите на сайт, я отметила его синеньким)
Вот стиль Айрис в прочтении Татьяны. Не узнать просто невозможно! Потому что никто больше так не выглядит, только Айрис.
Я, как обычно, увлеклась. Мне в руки вообще нельзя давать фото Айрис, можно потерять меня на часок-другой :)
Среди представителей нашего бомонда тоже есть человек с атрибутированным стилем, который однажды резко ответил всем, советующим сделать коррекцию зрения и избавиться от главной детали ее имиджа:
Причем, выстраивать образ вокруг очечей Эвелина начала во времена, когда это не было стильно и модно. Когда женщины от моды предпочитали щуриться и зарабатывать мимические морщины, но только не надевать очки. Чтобы не становиться синими чулками. Чтобы быть красивыми и модными, а то ж в очках никак! Эвелина оттолкнулась от обратного, доказав, что компактный очкарик может стать одной из самых влиятельных фигур в мире отечественного фешн.
Долго думала и подготовила еще "человеков-мемов", которые превратили особенности своей внешности в культурную константу:
Уровень коммуникации Имидж, на самом-то деле, доступен и нужен 0,1% населения Земли, ну, может, до 0,3%. Большинству более, чем достаточно, уровня Стиль, даже тем, кто уже завел свой бизнес и придумал УТП своей внешности, чтобы идти дальше по этой лестнице, нужно быть поистине выдающейся личностью. И строить свою жизнь в соответствии со своим имиджем, так как раньше вы уже построили имидж в соответствии со своей жизнью. Потому что Имидж - это то, без чего ты - не ты. Когда ты меняешь имидж, тебе нужно менять весь свой бренд, а на этом этапе ты=твой бренд, и никак иначе.
Прошу воспринимать слово Имидж именно в том контексте, о котором я написала выше. Не имидж как совокупность внешних данных, когда "сменить имидж" - это просто стать блондинкой из брюнетки, а Имидж как высочайший уровень слияния человека с его одеждой - атрибутация личности.
Как всегда, вышел длиннопост! А все потому, что я всю бошку сломала над тем, кто по цветотипу Лина мать ее Хиди 😭 А блог простаивает, пока я думаю.
Но эта статья давно, прям, просилась, и вот я, наконец, до нее созрела. Мне кажется, это важно: понимать, куда ты стремишься и нужно ли оно тебе, вообще? И, как всегда, понимать, что одежда - это не просто тряпочки, это глубинный метаязык, тончайшая коммуникация, доступная каждому из нас, и многими столь недооцененная!
Кстати, не стесняйтесь выражать свои предположения по поводу "безголовых" личностей на коллажах! И, конечно, про человеков-мемов, ху из, как говорится? :) А завтра я выложу не замазанные фото, чтобы вы могли проверить себя!
В качестве подсказки назову всех знаменитостей, кого я обезглавила:
Тильда Суинтон, Хейли Бибер (Болдуин), Меган Фокс, Кейт Бланшетт, Белла и Джиджи Хадид, Ким Кардашьян.
Всех, желающих повысить свой уровень визуальной коммуникации, жду на консультацию. Это не больно, а даже приятно :)
За сим - откланиваюсь! Многословный и вдохновленный. Душный и душевный. Стилист вашей души, Жанна Бурлак.