Ответ начинается как «нет», а затем плавно переходит в «да».
Когда вы начинаете играть на гитаре, вам действительно нужно привыкнуть к весьма сложной механике создания звука на этом инструменте. Вам нужно прикладывать кончики пальцев к струнам в очень определённых местах. Часто это четыре пальца одновременно, в «скученном» положении. Вы должны укреплять свои двигательные навыки с помощью усердных упражнений, потому что буквально с самого начала вам нужно уметь очень быстро и точно двигать своими пальцами. Между тем, другой рукой вы ещё должны держать медиатор, пока машете запястьем в различных диапазонах и направлениях. И это тоже нужно делать весьма точно — вам нужно правильно натягивать струны, когда вы их касаетесь. И всё это, конечно, не единственный способ игры: вам нужно использовать все пальцы, чтобы сыграть песню в стиле кантри (уже не говоря о классической гитаре или фингерстайле), нужно уметь прижимать ребро ладони к струнам (но не слишком сильно), когда вы хотите приглушить звук для стилей панк и метал, и так далее: этот список можно продолжать и продолжать. И левая, и правая руки должны научиться двигаться совершенно по-разному! За механикой получения хорошего звука на гитаре стоит очень многое.
Если вы хотите издать звук на пианино, просто нажмите клавишу. Или нажмите несколько клавиш одновременно. Вот и всё.
Но, чёрт возьми, со временем эти две проблемы, безусловно, «меняются местами», по мнению многих музыкантов. После того как вы несколько лет занимаетесь игрой на гитаре, ваши руки действительно становятся довольно хороши. Даже новичку, который действительно увлечён игрой, не требуется много времени, чтобы механика гитары стала довольно естественной. Возможности начинают расти в геометрической прогрессии, как только ваши руки уже знают, что делают. У вас всего 6 струн и около 22 ладов. Как только ваши пальцы знают, что делать, гитара становится намного «меньше», чем в ваш первый день! Вы можете начать изучать новые формы аккордов и играть их в любом месте грифа, вы можете играть одну и ту же гамму в разных местах грифа и тем самым легко менять тональность, потому что формы гамм часто не меняются — меняется только их положение на грифе.
Фортепиано начинается довольно просто, но над головой каждого новичка висит монументальная концепция: теория. Имея все эти ноты прямо перед собой, вы начинаете понимать теорию музыки быстрее, чем большинство гитаристов. В конце концов, не существует только одной «мажорной гаммы», которую вы можете повторять по всему инструменту, чтобы играть в разных тональностях. Каждый звукоряд на пианино уникален. Опять же, у вас есть каждая нота прямо перед вами при нажатии клавиши, но вы должны понимать, как они соотносятся друг с другом с точки зрения теории музыки, потому что у вас нет этих аккуратных маленьких «аккордовых сеток», которые успешно применяются на любом ладу.
Сложные аккорды здесь тоже имеют большое значение. Пианино может создавать бо́льшие аккорды, чем гитара. Гитарист никогда не увидит так много аккордов, как пианист. Тут есть над чем помучиться, и хотя механика расположения пальцев в конечном итоге тоже оказывается важной, изучение только одной механики не продвинет вас так далеко на инструменте, как это происходит на гитаре.
Итак, по мере того, как вы изучаете фортепиано, оно становится всё сложнее и сложнее... И наоборот, чем больше вы изучаете гитару, тем становится легче. Всё выглядит наоборот вначале!
По материалам поста Christopher DiCola (англ.), который представился как «продюсер, автор песен и гитарист в течение 17 лет».