Всем известно "морское правило", как то озвученное капитаном Врунгелем: "Как вы судно назовёте, так оно и поплывет". И в очередной раз можно убедиться в правоте данного высказывания. Если потрудиться, то подобных примеров найти можно достаточно много, в данном случае речь пойдет об одной итальянской подводной лодке и об одном итальянском кондотьере
Если разбираться с этой историей придерживаясь хронологии, то ее истоки находятся в 16 веке, причем они далеки от флота как такового. В 1503 году французы осадили небольшую крепость Барлетте, в которой находился немногочисленный испано-итальянский гарнизон. Прибывший в крепость для переговоров о выкупе пленных французский рыцарь якобы услыхал сказанные итальянцами оскорбительные слова о своих соотечественниках (странно, что он удивился тому, что осажденные отзываются об осаждавших как то "не лестно). Узнав об этом, французы послали защитникам крепости вызов на поединок. И 24 апреля 1503 года у стен Барлетте состоялся рыцарский турнир, в котором победу одержали итальянцы, и одним из лучших среди них оказался рыцарь Этторе Фиерамоска (так то он был наемник, итальянский кондотьер, который в данный момент служил испанцам). Турнир происходил между реально воевавшими друг с другом сторонами и у стен осажденной крепости, в этом заключается его особенность, но какого-либо существенного значения для войны он не имел.
В ВИКИ есть упоминание, что в турнире участвовало 13 итальянских рыцарей и 13 французских ПЛЕННЫХ рыцарей (почему это были пленные, а не те, кто осаждал крепость - сказать не могу, ). Там же в ВИКИ указано, что именно Фиерамоска командовал итальянскими рыцарями. Интересно, что это были не индивидуальные поединки, а общая схватка, но после конной сшибки.
Сам же рыцарь Этторе Фиерамоска стал графом Миньорино, прожил после этого еще 20 лет, но этот турнир остался самым ярким событием в его довольно заурядной биографии. И вот о нем вспомнили - и снова дело не во флоте.
В 1833 году, через 330 лет после того турнира, в Милане вышел в свет исторический роман маркиза д'Адзельо «Этторе Фиерамоска или турнир в Барлетте». Тогда в Италии шла национально-освободительная борьба, нужно было что-то яркое, патриотическое, и роман пришелся как нельзя кстати. Произведение маркиза имело шумный успех, так как отражал состояние умов и страстей многих итальянцев. Но в романе на основе одного заурядного исторического факта автором была создана целая эпопея о герое-итальянце, который сражается с многочисленными врагами ради спасения своей возлюбленной и гибнет вместе с ней. Аналогия с борьбой за освобождение Италии была очевидна.
Роман был задуман как политический акт и способствовал подъему освободительных идей, подталкивающих к возникновению независимой Италии. Так, по воле автора романа, рядовой рыцарь (кондотьер, по сути, наемник, "солдат удачи", как сейчас бы сказали - "сотрудник ЧВК") через три столетия после своей кончины встал в один ряд с национальными героями Италии. И что интересно, его история вновь стала востребована в Италии.
15 апреля 1929 года на воду была спущена подводная лодка, которая на следующий год вступила в строй. Ее особенностью было то, что на субмарине установили увеличенную боевую рубку, в которую был встроен ангар для гидросамолета. И этот подводный крейсер получил имя «Этторе Фиерамоска», которое, как мы уже знаем, имело глубокий исторический смысл. После окончания Первой Мировой державы-победительницы оценили работы немцев по созданию крейсерских подводных лодок, способных нести на борту самолет-разведчик. И итальянцы так же проявили интерес к подводной лодке такого типа для использования в операциях в Красном море с выходом и в Индийский океан.
Проект такой крупной итальянской субмарины, был разработан конструктором Бернардисом и в 1926 году на судоверфи фирмы ТОСИ в Таранто началось строительство подводного крейсера.
Для справки ТТХ субмарины: водоизмещение -1530/2094 т; главные размерения - 83,7х8,3х5,1 м; ГЭУ: 2х2600 л.с. дизеля, два электромотора по 1650 л.с; скорость максимальная - 15/8 узлов; запас топлива - 150 т; дальность плавания - 5000 (14) миль/ 80(4) миль; вооружение- 4 носовых и 4 кормовых 533-мм ТА (боезапас -14 торпед), 1-120-мм орудие (боезапас 270 снарядов), 4 - 13,2-мм пулемета; экипажа - 78 человек
Подводный крейсер вступил в строй в 1930 году, а за год до этого успешно прошли испытания гидросамолета «Макки-Кастольди». Казалось бы, что цель достигнута, но первые испытания субмарины показали, что подводная лодка плохо управляется, а большой ангар на палубе сильно усложняет процесс погружения. Так и не удалось достигнуть проектной скорости в 19/10 узлов. И как не было обидно, но уже в 1931 году ангар был демонтирован, и дальнейшие опыты с «подводной авиацией» прекращены. Вообще итальянцам не удалось "потеснить японцев в этом вопросе! Подводная же лодка с наименованием "Этторе Фиерамоска" осталась, по сути, опытным кораблем, и в одном экземпляре. Правда, поучаствовать в боевых действиях ей удалось, но в годы "странной войны".
С 1936 года Италия активно поддерживала мятежного генерала Франко в борьбе с республиканским правительством. Военно-морской флот Италии и, в частности, его подводные лодки, поддерживал морскую блокаду испанского побережья, не допуская доставки грузов в страну. В 1936-1938 годах адмиралы Реджиа Марина Итальяна стремились «обкатать» в реальной боевой обстановке максимально возможное количество своих подводных лодок, высылая их в море на короткие сроки. Вполне обоснованное желание, надо признать, к чему скромность и морское право.
На первом этапе операций у испанского побережья действовал и подводный крейсер «Этторе Фиерамоска». He поднимая флага (!), капитан-лейтенант Барталези выполнил на ней два боевых похода в район Валенсии и Барселоны. В первом из них (21.12.1936-5.01.1937 г.) субмарина безуспешно атаковала отряд в составе легкого крейсера «Мендес Нуньес», эсминцев «Санчес» и «Гравина»; все три выпущенные торпеды прошли мимо. Во втором походе (3-16.02.1937г.) воспользовавшись слабостью береговой обороны, итальянские подводники 8 и 9 числа осмелели и обстреляли Барселонский порт, выпустив по нему 10 и 35 снарядов соответственно. Во второй день обстрела был легко поврежден испанский танкер «Заросса» (4597 брт). На этом подвиги "подводного кондотьера" у берегов Испании закончились.
Отличиться в ходе Второй Мировой войны подводному крейсеру тоже не удалось, уже второй боевой выход оказался для итальянского подводного крейсера последним. В середине 1940 года на борту лодки произошел взрыв аккумуляторных батарей, и корабль встал на длительный ремонт, который так и не был завершен. В 1946 году субмарина, потерявшая реальную боевую ценность, была исключен из состава флота и сдана на слом.
Вряд ли такой боевой карьеры ждали от подводного крейсера с историческим именем те, кто решал его так назвать. По сути, субмарине выпала вполне заурядная судьба, даже без яркого эпизода как у ее символа. Кстати, можно отметить, что примерно то же самое ожидало в итальянском флоте и других надводных "кондотьере". Но это уже другая история.