Кто бы что ни говорил про 90-е, но это было время свободы, яркости и разнообразия. И танцевальная музыка в 90-е была качовой и цепляющей (евродэнс), и металл разнообразным и вкусным, в чём вы убедитесь.
Death metal.
Стиль возник в поздние 80-е, но большой популярности и мирового распространения достиг именно в 90-е.
Традиционно различают американскую и шведскую школы death.
Начнём с американцев. Здесь - большое разнообразие: Obituary, Morbid Angel, Cannibal Corpse, Suffocation, и т.д., и т.п. Но заслушаем группу, которая до 1994 года называлась Baphomet, потом переименовалась в Banished
Да простят меня ярые фанаты American brutal death metal, если такие остались, но ... это не музыка, это спорт. Кто больше выжмет, простите, не пукнув) Кто громче и смачнее прорычит, кто ниже и быстрее запилит, кто быстрее настучит на ударной установке. К концу десятилетия, стиль себя исчерпал, что закономерно. На самого крепкого качка смотреть надоест, если он, кроме поигрывания мускулами, больше никак себя не проявляет.
Шведы:
Выше - один из самых типичных представителей Swedish death metal старой школы, но и самый однообразный. Dismember звучит одинаково что в 1991, что в 1999-м. Шведские death-группы, как и группы из других стран, им подражающих, называют жужжалками (думаю, понятно, почему)
Другие страны - это, конечно, и Великобритания (Benediction, Bolt Thrower, Carcass'91), и Австрия (Pungent Stench - этих товарищей надо заслушать, совсем не лишне)
Но если металл родом из Британии нисколько не удивляет, Австрия, как соседка музыкальной кузницы - Германии, тоже не шокирует, то вот Испания (Avulsed) или Польша (Vader) - это открытия. Vader стал мировой звездой на уровне англосаксонских умельцев. Кидать трек не буду, и так дэзню на полстатьи размахал)
Black metal.
В 1991 году появляется первый альбом норвежской группы Dark Throne, игравшей death шведской школы. Однако, в следующем (1992) году, на своём втором альбоме, группа меняет стиль. Теперь это - скоростная (напоминает трэш, но с ещё более быстрым темпом и "пилящими" риффами) музыка с визжащим вокалом (скриминг) и текстами с темами мистики, сатанизма, оккультизма. Характерен также внешний вид музыкантов - шипованные одежды и напульсники, а также размалёванные фейсы а-ля Kiss (см. заглавное фото статьи) В блэке, как и в дэте, используются бласт-биты (от англ. blast - взрыв: техника скоростной игры на ударных, при которой на выходе получается плотный бит, напоминающий канонаду) Предшественники - Venom, Celtic Frost, Bathory в 80-х, но первый настоящий представитель - именно Dark Throne. Потом появилась огромная масса норвежских (и вообще, скандинавских) групп, играющих black. И не только скандинавских, впрочем. Как и death, black получил распространение в "неметаллических" странах, даже в таких как Израиль, арабские страны и Япония.
Заслушаем земляков Dark Throne:
шведы:
Со временем (уже к концу десятилетия) black вырождается в такую вот атмосферную музыку, не имеющую с изначальным блэком ничего общего:
Gothic/doom/death и gothic metal.
К doom примешивается death и, выросший из пост-панка, gothic rock - эту фирменную смесь показывает английская группа Paradise Lost в альбоме Gothic '91, и это звучание быстро и успешно "клонируется". Уже на следующем альбоме - Shades Of God '92 саунд Paradise Lost легчает, практически исчезает гроулинг, а с 93-го года (Icon) саунд "Потерянного рая" представляет собой чистый gothic metal: вязкие тягучие риффы, мелодичные соло и чистый вокал. Подобной схемы развития придерживались многие группы, шедшие по пути Paradise Lost (а их - великое множество) Gothic/doom/death также распространяется далеко за пределы традиционно "металлического" мира. Ареал распространения gothic metal же ограничен Европой (Северной и Центральной)
Итак, заслушаем основоположников в их изначальном варианте:
А это - немецкий "клон" (но англоязычный, разумеется) уже на стадии gothic metal:
Grunge.
Не металл (альтернативный рок), но популярность его в 90-х годах была таковой, что этот стиль никак нельзя обойти вниманием в этой статье. О гранжевых музыкантах писали металл-журналы того времени, эти группы выступали на металл-концертах, наряду с треш-, дэт-, дум-, блэк-металл-группами; так что, было бы несправедливым не упомянуть здесь этот стиль только потому что "это - не металл".
Стиль зародился в городе Сиэтл (штат Вашингтон, США) ещё в начале 80-х, но коммерческого успеха и популярности достиг именно в 90-х. Стиль можно охарактеризовать как синтез замедленного депрессивного панка и хэви металл. Соло в гранже использовались, но отличались от металлических: в металле соло выделяются и цепляют внимание, в гранже же являются продолжением основной темы, мотива. Для тематики текстов характерен нигилизм, социальное отчуждение, развитие тем психологических травм и их переживания, апатия, отчуждение, алкоголь и наркотики. Вокал разнообразный: и надрывный, вплоть до крика, и жалобно стонущий, и бормочущий. В любом случае,это - не классическое пение и не гроулинг или скриминг.
Имидж музыкантов: стремление к простоте ("как дома, так и на сцене") Популярностью пользовались фланелевые рубашки с закатанными рукавами, потертые или рваные джинсы. Волосы нарочито неопрятные (неуложенные, часто и непричёсанные) Нередко выступали с голым торсом (хотя, и для металл-музыкантов это не было табу) Однако, среди гранж-музыкантов было немало женщин, а последним несвойственно одеваться неопрятно, а свойственно следить за модой (иногда - и генерировать её) В общем, в то время возникло и направление в женской моде под названием гранж. Интересующихся подробностями направляю на соответствующие (модные) ресурсы. Данная статья - о музыке.
Но одну картинку, все же, покажу:
Представители: Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden, Alice In Chains...
Слушаем легенду:
Groove metal.
"Трэш 90-х". Стиль, ставший популярным благодаря американской группе Pantera. В основе - трэш, к которому примешано немало альтернативных элементов. Плотный сочный качовый звук с некислыми руладами "соловья-разбойника" Фила Анселмо (вокалист Panter'ы) Слушаем здесь
Metallica.
В 90-х группа была не столь продуктивна, по сравнению с 80-ми. После знаменитого Black album 91-го года(содержащего блистательные баллады Unforgiven и Nothing Else Matters ), последовали 5 лет молчания,а затем вышел альбом "Load", ознаменовавший полегчание группы до хард-н-хэви с креном в блюз и гранж. Фанаты неоднозначно восприняли такой эксперимент, но группа продолжала в том же духе, выдав в 97-м Reload. Сейчас же мы не представляем себе творчества группы без этих ярких альбомов, особенно Reload.
Dark metal.
Стиль металла, популярный в середине 90-х. Представляет собой готик-думовую музыкальную основу с чётким ритмом и блэковым вокалом. Название было придумано специально для греческих групп типа Rotting Christ и Necromantia, но к ним быстро примкнули швейцарцы (Samael и Alastis) Samael, в поздних альбомах, использует элементы industrial.
Rammstein.
Industrial, ставший, благодаря этой немецкой группе, мега-популярным. Тексты, в основном, на немецком. Выпустив первый альбом в 95-м, группа быстро становится популярной во всём мире. Их популярность достигла уровня поп-звёзд. На металл-сцене такое - чрезвычайная редкость.
Даже Scorpions, даже Metallica, будучи Очень популярными, не имеют такого уровня известности, как Rammstein. Rammstein знают и рэперы, и закоренелые поп-любители: узнают, идентифицируют. И их популярность не угасла до сих пор, через 25 лет.
Power metal - возрождение.
После 10-летнего забытья, стиль снова поднимает голову в 1998 году, благодаря шведской группе Hammerfall. Далее стали "воскресать" и выпускать новые альбомы старые дельцы, а также возникать новые, такие как Gamma Ray, Blind Guardian, Primal Fear.
Nu metal.
Последний вновь образованный стиль металла. Не металл в чистом виде: является продуктом "скрещивания" экстремального металла (чаще - трэш или дэт) с хардкор-панком, рэпом и электронной музыкой. Стиль сформировался с выходом дебютного альбома группы Korn (в 1994 году).
Стиль тут же обрёл популярность, хотя, любители традиционного металла критиковали и не понимали его. Slipknot, Limp Bizkit, Papa Roach, System Of A Down - основные и наиболее известные группы стиля.
Ну, и вместе со "Скользящим узлом" мы ускользаем из этого прекрасного яркого десятилетия, двигаясь дальше.
Не забывайте про лайки и подписку, кто ещё не!
Adios.