В строй «Минск» вступил 10 ноября 1938 года. Корабль обладал очень мощным артиллерийским и торпедным вооружением. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Из улучшенной серии
Минск — город не морской, но его название не раз украшало собой борта боевых кораблей. Традицию присваивать им наименование белорусской столицы нельзя назвать старинной: в дореволюционном русском флоте ни одного корабля с названием «Минск» не было. Однако это объясняется тем, что до 1917-го кораблям редко давали имена городов, а если и делали это, то скорее в память о сражениях, связанных с тем или иным местом («Полтава», «Петропавловск», «Севастополь»). Именно поэтому, кстати, в XIX столетии в состав Балтийского флота входил 80-пушечный парусный линкор «Березина», который назвали так в честь победы русских войск над французами, одержанной в 1812 году у переправы через эту белорусскую реку.
Первый же «Минск» появился в составе ВМФ в советское время. Название присвоили новейшему лидеру эскадренных миноносцев, то есть эсминцу большого водоизмещения, который мог выдержать бой даже с легким крейсером противника. В 1932-м началось строительство первых трех кораблей для Черноморского и Балтийского флотов. Они получили названия «Ленинград», «Москва» и «Харьков» (до 1934 года Харьков был столицей Украинской ССР). Следующую серию, улучшенную в сравнении с предыдущей, — так называемый проект 38 — заложили 5 октября 1934-го на ленинградском заводе имени Жданова, и головному кораблю этой серии присвоили имя «Минск». За ним последовали «Баку» и «Тбилиси».
В строй лидер вступил 10 ноября 1938 года. Корабль обладал очень мощным артиллерийским и торпедным вооружением: его главный калибр составляли пять 130-миллиметровых орудий, две 76,2-миллиметровые и две 45-миллиметровые зенитки, шесть крупнокалиберных пулеметов, два торпедных аппарата, 74 глубинные бомбы. Экипаж состоял из 250 человек. Машины мощностью 66 тысяч л. с. разгоняли «Минск» до 40,5 узла (75 км/ч).
Боевое крещение «Минска» стало поистине символическим: корабль отправился в первый поход 19 сентября 1939-го — в рамках Освободительного похода Красной армии в Западную Беларусь и Западную Украину. Тогда «Минск» и «Ленинград» получили задачу найти в море польские подводные лодки. Боевого контакта с поляками не произошло, но факт остается фактом — «Минск» вписал свое имя в историю воссоединения Беларуси.
Бурные предвоенные годы
В октябре 1939-го, после того как между СССР и Эстонией был заключен договор о взаимопомощи, лидер перешел на новую базу Балтийского флота в Таллине, но через месяц вернулся в Кронштадт, так как корабль решили задействовать в предстоящей войне с Финляндией. В советско-финской кампании «Минск» участвовал с 6 декабря 1939 года по 20 января 1940-го. Корабль неоднократно обстреливал финские береговые батареи и сам находился под их огнем. Действовать приходилось в штормы, в условиях сильного обледенения, и лидер не раз возвращался на базу, неся на своих орудиях и надстройках полуметровый слой смерзшегося снега и льда.
Важная роль отводилась «Минску» и в летних событиях 1940-го, предшествовавших вхождению прибалтийских стран в состав Советского Союза. Так, 18 июля 1940 года эсминец вошел в Даугаву и бросил якорь напротив Рижского замка — резиденции президента Латвии. Эта демонстрация произвела большое впечатление на латвийских политиков, и решение об установлении в Латвии советской власти 21 июля было принято не в последнюю очередь благодаря ей.
Великую Отечественную «Минск» встретил на базе в Таллине. Корабль сразу же задействовали в минировании линии Ханко — Осмуссаар. Сам же корабль ежедневно обстреливал позиции фашистов. Только 22 и 23 августа «Минск» выпустил по врагам более 1 000 снарядов главного калибра. После того как в начале августа линия фронта приблизилась к столице Эстонии, 40 моряков из экипажа лидера образовали небольшой сухопутный отряд. Один из его участников, Евгений Никонов, навеки вписал свое имя в историю советского флота.
Подвиг краснофлотца
Евгений Александрович Никонов родился 18 декабря 1920-го в крестьянской семье в селе Васильевка (ныне Самарская область). Родителей он не помнил — они умерли, когда ему было 1,5 года. Воспитала мальчика тетка. После переезда семьи в Горький Женя окончил фабрично-заводское училище, работал на ГАЗе токарем, а когда объявили комсомольский набор на флот, принес в райвоенкомат заявление: «Имея желание служить в Военно-морском флоте и защищать свободу, завоеванную в революции и Гражданской войне нашими отцами и старшими братьями, я прошу направить меня в ряды Военно-морского флота СССР». 11 ноября 1939-го Евгений стал краснофлотцем. А спустя год учебы его направили торпедным электриком на «Минск».
Когда на лидере начал формироваться отряд для защиты Таллина на суше, Евгений одним из первых подал рапорт с просьбой зачислить его. Сражался он самоотверженно: получив ранение, молодой человек отказался идти в госпиталь.
В ночь на 19 августа 1941-го Никонова и еще двух бойцов отряда отправили на разведку, из которой они не вернулись. На рассвете бойцы отряда расслышали едва различимый крик: «Товарищи, отомстите!» По приказу политрука Григория Шевченко моряки бросились на голос и вскоре после короткого боя выбили оккупантов с хутора Харку. На окраине моряки увидели привязанный телефонным кабелем к дереву труп человека в окровавленной тельняшке. Тело моряка было изрезано ножами, глаза выколоты, на лице были следы от ожогов, ноги обуглились. Под деревом чадно догорал костер…
Как выяснилось позже, во время разведки краснофлотцы вступили в неравный бой с врагом. Двое бойцов в схватке погибли, а Евгений Никонов был ранен осколком гранаты и попал в плен. Ни на один вопрос вражеского офицера он не ответил. Тогда гитлеровцы сожгли моряка «Минска» живьем. Его предсмертный крик успели услышать однополчане…
О подвиге Никонова стало известно далеко не сразу. Только в апреле 1943 года по приказу командующего Балтийским флотом адмирала В. Ф. Трибуца его имя присвоили первому торпедному аппарату лидера «Минск», а сам Евгений был навечно вписан в состав экипажа корабля. Впоследствии имя героя получили минный тральщик «Евгений Никонов», улица и площадь в городе Тольятти, там же ему установили памятник. 3 сентября 1957-го моряку посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Первоначально Никонова похоронили на месте гибели — на эстонском хуторе Харку. В 1951 году прах героя торжественно перезахоронили в Таллине, на горе Маарьямаа. Туда же перевезли обожженный вяз, у которого принял смерть моряк. Однако в начале 1990-х памятник Никонову был разрушен, а его могила оказалась осквернена. 2 марта 1992 года гроб с телом героя был похоронен в третий раз — в его родном селе Васильевка.
Таллинский переход
Приказ об эвакуации кораблей Балтийского флота из Таллина был получен 26 августа 1941-го. «Минск» вместе с эсминцами «Скорый», «Славный», двумя подводными лодками и малыми кораблями получил задание прикрывать транспорты на переходе от острова Кери до острова Вайндло. На борту «Минска» оборудовали запасной командный пункт флота, который возглавил контр-адмирал Юрий Пантелеев.
«Минск» вышел из Таллина в Кронштадт 28 августа. Переход выдался крайне сложным: советские корабли постоянно атаковала вражеская авиация, а море было нашпиговано немецкими минами. В 21:40 лидер задел одну из них. Взрыв произошел в 10 м от борта, «Минск» получил серьезные повреждения: перестали работать машины, вышел из строя руль, внутрь корпуса поступило 500 т воды, из-за чего корабль сильно накренился на правый борт. Эсминец «Скорый» попытался взять обездвиженный «Минск» на буксир, но сам подорвался на мине и через несколько минут затонул почти со всем экипажем. «Минск» бросил якорь прямо на минном поле. За ночь никто из команды не сомкнул глаз: ремонтировали механизмы, откачивали воду из затопленных помещений… Утром к лидеру подошли тральщик и эсминец «Ленинград», которые смогли очистить от мин ближайшее пространство. На скорости 12 узлов, постоянно отбивая зенитным огнем атаки вражеских самолетов, «Минск» двинулся дальше и к вечеру 29 августа 1941 года бросил якорь на рейде Кронштадта.
Ремонт корабля занял почти месяц. Но случилось так, что день ввода корабля в строй — 23 сентября — едва не стал днем его гибели. Командование немецко-фашистских войск именно на эту дату запланировало массированный воздушный налет на Кронштадт, в котором участвовали около ста лучших летчиков-бомбардировщиков люфтваффе. В тот день был тяжело поврежден линейный корабль «Марат», погибло несколько эсминцев… «Минск» бомбили сразу шесть самолетов. Две 50-килограммовые бомбы попали лидеру в корму, а четвертьтонная бомба, угодив в вывешенную за борт шлюпку, взорвалась рядом с кораблем. Семеро моряков погибли, 35 оказались ранены. На «Минске» вспыхнул пожар, третье котельное отделение было затоплено. К лишенному хода и электричества эсминцу подошел буксир и повел его в Военную гавань Кронштадта, но уже вечером немцы повторили налет. На этот раз 250-килограммовая бомба взорвалась в 40 м от кормы «Минска», из-за чего вода хлынула в те помещения, которые только что с таким трудом осушили. В 22:00 искалеченный лидер лег на борт и опустился на дно на глубине 8,5 м, над водой остались мачты, трубы и самые высокие надстройки.
Но для боевого корабля затопление далеко не всегда означает гибель. Механизмы и вооружение «Минска» почти не пострадали, лежал лидер неглубоко, поэтому экипаж корабля сразу же начал борьбу за его возвращение в строй. И 25 августа 1942-го «Минск» подняли и поставили в док. За месяц полностью восстановили котлы, дизель-генератор, электроаппаратуру, силовые сети. Остальное предстояло восстановить в Ленинграде. Но когда 26 сентября корабль готовился к переходу из Кронштадта, на нем произошла курьезная авария. Из-за ветра «Минск» начало сносить кормой на пристань, и дежурный по рейду приказал перевести турбины в положение «малый назад». Однако вместо этого судно неожиданно пошло вперед и врезалось в причал. Выяснилось, что во время ремонта перепутали контакты датчика тахометра турбины, и когда на мостике командовали «передний ход», в машинном отделении это воспринимали как «задний ход» и наоборот. Исправляли эту ошибку 10 суток.
Лидер с командующим эскадрой вице-адмиралом Валентином Дроздом (кстати, выходцем из Беларуси) на борту вышел 9 ноября 1942 года из Кронштадта в Ленинград для окончательного ремонта. Все пространство от Кронштадта простреливалось немецкой артиллерией, поэтому «Минск» на пути прикрывали 11 катеров, а внимание немцев отвлекали авиация и другие корабли флота. И хотя вражеская артиллерия смогла обнаружить корабль и постоянно обстреливала его во время перехода, он благополучно добрался до Выборгской набережной Ленинграда и ошвартовался у завода «Русский дизель». Ремонт, протекавший в условиях блокадной зимы, под постоянными обстрелами противника, занял более полугода.
Полностью корабль ввели в строй 22 июня 1943-го.
А 3 июля, ровно за год до освобождения Минска, он занял огневую позицию между Финляндским и Володарским мостами. Первые боевые стрельбы произошли 19 июля. Пушки лидера снова, как и в 1941-м, громили врага, на этот раз внося свой вклад в прорыв блокады Ленинграда.
После Победы
На завершающем этапе войны «Минск» не выходил в море, так как риск подорваться на мине в Финском заливе был очень велик и командование флота берегло корабли. 1 мая 1945 года ленинградцы могли видеть лидер во время Первомайского парада Балтийского флота на Неве. Восемь дней спустя экипаж корабля радостно встретил победу.
В 1949-м «Минск» перевели в класс эскадренных миноносцев, а в 1951 году он стал учебным кораблем Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского. В 1953-м он стал несамоходным учебным судном, в декабре 1954 года переименован в «Чорох», а в 1957-м — в УТС-14. 3 апреля 1958-го бывший «Минск» исключили из списков флота и превратили в плавучую мишень ТСЛ-75. В том же году корабль был потоплен при испытании крылатых ракет в Финском заливе у необитаемого острова Малый Тютерс.
Судьба первого боевого корабля, носившего название нашего города, неразрывно связана с Балтикой. «Минск» и его экипаж внесли большой вклад в Победу над врагом, доблестно обороняли Таллин и Ленинград.
Материал подготовил Вячеслав Бондаренко